Колл-центр:1408 (Звонок бесплатный)

Аптека


1. Организационно – правовая форма

Налогообложение физических и юридических лиц, занимающихся аптечным бизнесом, осуществляется в соответствии с налоговым законодательством Республики Казахстан.

Для ведения данного рода деятельности рекомендуется организовать индивидуальное предпринимательство с применением специального налогового режима на основе упрощенной декларации, так как доход предполагается менее 1 400-кратного МЗП за полугодие.

При упрощенном режиме налогообложения сумма корпоративного подоходного налога (КПН) и социального налога, вместе, равна 3% от суммы дохода без учета понесенных расходов.

2. Разрешительная документация

Для осуществления деятельности аптеки необходимо получить лицензию на право осуществления фармацевтической деятельности, а также медицинскую лицензию (необходима для продажи контактных линз и других изделий медицинского назначения).

Для получения лицензии нужно иметь в штате сотрудников с соответствующим медицинским образованием.

Лицензированием медицинской деятельности, осуществляемой в пределах одной области, занимается Департамент здравоохранения соответствующей области (городов Астана, Алматы).

При открытии аптеки необходимо руководствоваться Санитарными правилами «Санитарно-эпидемиологические требования к объектам в сфере обращения лекарственных средств, изделий медицинского назначения и медицинской техники», утвержденными Постановлением Правительства Республики Казахстан от 17 января 2012 года № 91.

Для открытия аптеки необходимо арендовать помещение, общая площадь которого не должна быть меньше 55 м2. Такая площадь нужна для того, чтобы разместить торговый зал аптеки площадью 40 м2, специальное помещение для приема фармацевтических средств и другого товара, распаковки медпрепаратов. Нужно выделить помещение для хранения аптечного товара и место под административно-хозяйственное помещение площадью 13 м2. Должно быть помещение для санитарно-бытовых нужд площадью 2 м2.

В помещениях, где хранятся медицинские препараты, нужны специальные приборы, регистрирующие параметры воздуха. Помещение должно быть оснащено светозвуковой, охранной и противопожарной сигнализациями.

Помещение нужно оборудовать холодильниками, стеллажами, сейфами и шкафами для хранения медицинских препаратов.

3. Описание бизнес - идеи

3.1 Концепция

Бизнес – идея предусматривает организацию деятельности аптеки. Бизнес можно организовать в любой местности.

Казахстанская доля в мировом объеме фармацевтического рынка составляет примерно 0,15%. Один казахстанец приобретает в год лекарств на сумму в 83 доллара (в России - около $113) или 12,2 тыс. тенге, что составляет около 18 упаковок. Больше всего покупают лекарства в Алматы, Астане и в ВКО. Меньше покупают в Кызылординской и в Алматинской областях. Судя по мировым показателям потребления на душу населения лекарств, в Казахстане будет продолжаться расти данный показатель и запас роста еще большой. По официальным данным, у нас насчитывается 6 163 аптек и аптечных киосков.

Аптечный бизнес расцветает. И не потому, что люди стали больше болеть, а потому, что стали больше зарабатывать. Средний чек в некоторых аптеках сопоставим со средним чеком продовольственного магазина. При этом товар в аптеке гораздо мельче, а соответственно, торговой площади нужно в три раза меньше, чем продуктовому магазину. Это делает аптеки довольно доходным бизнесом.

Характеристика товара. Ассортимент аптек делится на медикаменты и товары для сохранения здоровья (парафармацевтику). Одни компании предпочитают заниматься реализацией сугубо медикаментов, другие делают ставку на увеличение ассортимента лечебной косметики, здорового питания, средств гигиены, товаров для детей.

Медикаменты, лекарственные средства либо препараты представляют собой лекарственные вещества, субстанции или смеси веществ синтетического либо природного происхождения, которые представлены в виде той или иной лекарственной формы. Это могут быть как растворы для инъекций, так и таблетки, капсулы и суспензии.

Все современные лекарственные средства группируются по следующим принципам:

1. Терапевтическому применению. Например, препараты для лечения опухолей, снижения артериального давления, противомикробные.

2. Фармакологическому действию, т.е. вызываемому эффекту (вазодилататоры — расширяющие сосуды, спазмолитики — устраняющие спазм сосудов, анальгетики — снижающие болевое раздражение).

3. Химическому строению. Группы лекарственных препаратов, сходных по своему строению. Таковы все салицилаты, полученные на основе ацетилсалициловой кислоты — аспирин, салициламид, метилсалицилат и т.д.

4. Нозологическому принципу. Ряд различных лекарств, применяемых для лечения строго определенной болезни.

Парафармацевтическая продукция — это товары дополнительного аптечного ассортимента, сопутствующие лекарственные средства и изделия медицинского назначения, предназначенные для профилактики, лечения заболеваний, облегчения состояния человека, ухода за частями тела.

К парафармацевтической продукции относятся: товары для матери и ребенка, лечебная косметика, товары для ухода за больными, товары для пропаганды здорового образа жизни, санитарно – гигиенические товары, товары для перевязки и фиксации, для контроля показателей здоровья, продукты лечебно – профилактического питания.

3.2 Технология

Торгово-технологический процесс в аптеке состоит из следующих этапов:

1. Приемка товаров по количеству и качеству у поставщиков.

2. Хранение товаров.

3. Размещение и выкладка на торговом оборудовании.

4. Организация продажи товаров.

Безусловно, одним из важнейших факторов нормальной работы розничной точки является ее месторасположение. Ведь от него зависит трафик, то есть проходимость клиентов через аптеку. Следовательно, на первый план для удачного месторасположения выходят такие факторы, как близко расположенная автобусная остановка, магистраль. Если рядом расположены торговые центры, магазины и прочие места скопления людей - это только увеличит посещаемость аптеки.

Ассортимент придется закупать у разных дистрибьюторов, так как «дырки» на складе есть даже у самого авторитетного из них. И с каждым надо договариваться, строить отношения – определять скидки и форму оплаты за товар. У оптовой компании своя внутренняя градация клиентов и политика работы: все привилегии отдаются крупным аптечным сетям. Это и отсрочка платежа, и скидки в гораздо большем размере.

3.3 Персонал

Руководить аптекой должен провизор-специалист со стажем работы три года. Заведующий аптекой играет главную роль, он формирует аптечный ассортимент. Кроме того, необходимо нанять двух фармацевтов - продавцов, бухгалтера и уборщицу.

3.4 Экономика

Все расчеты в данном разделе являются примерными и могут отличаться в зависимости от региона, в котором планируется организация бизнеса.

В качестве источников информации (цен, тарифов, нормативов) были использованы:

- данные Агентства по статистике РК;

- официальные сайты производителей оборудования, материалов и товаров (услуг);

- реклама в газетах, журналах, справочниках;

- интернет-площадки satu.kz, all-biz.kz, slando.kz и другие;

- справочники, экспертные мнения, телефонные интервью.

Первоначальные инвестиции

Необходимо приобрести торговое оборудование (в случае приобретения оборудования б/у затраты составят не более 120 000 тенге). При ежедневной выручке 40 000 тенге затраты на приобретение первой партии составят 1 200 000 * 100/136 (наценка) = 882 353 тенге. Общая сумма инвестиций составит 1 002 353 тенге.

Доходы

При выручке в 40 000 тенге в день ежемесячно можно будет выручить 1 200 000 тенге.

Расходы

Наценка на товар в аптеках составляет не более 36%, поэтому для того, чтобы продать на 1 200 000 тенге, необходимо закупить на 1 200 000 * 100/136 = 882 353 тенге.

Расходы на аренду торговой площади 55 м2 * 1 400 тенге/м2 = 77 000 тенге в месяц.

Заработная плата 3 человека * 40 000 тенге = 120 000 тенге в месяц, уборщица и бухгалтер (на неполный рабочий день) 2 человека * 18 000 тенге = 36 000 тенге.

Коммунальные расходы, расходы на рекламу, прочие расходы – 20 000 тенге в месяц.

Всего расходы составят 1 135 353 тенге в месяц, прибыль – 64 647 тенге. Окупаемость вложенных средств – 1 год 4 месяца.

3.5 Полезные ссылки

Полезную информацию по данной бизнес – идее можно почерпнуть из интернета. На таких сайтах поисковых систем как www.google.ru, www.rambler.ru, www.yandex.ru можно задать поиск, набрав ключевые слова по интересующей теме. Поисковая система выдаст перечень интернет - ресурсов, содержащих материалы, близкие указанной теме.

Далее приведены ссылки на классификацию и описание лекарственных препаратов, а также на санитарно-эпидемиологические требования к объектам в сфере обращения лекарственных средств, изделий медицинского назначения и медицинской техники.

http://immunologia.ru/doctor/doctor-17-02.html

http://www.tiensmed.ru/news/chto_oznachajet_slovo_mjedikamjenty.html

http://www.znaytovar.ru/s/Ponyatie_i_klassifikaciya_parafa.html

http://medpro.kz/news/2012/05/21/47

4. Сбыт

Если это аптечный киоск или обычная аптека, то сбыт осуществляется через фармацевта-продавца; если аптека самообслуживания, то через кассира.

Необходимо внимательно отнестись к выбору месторасположения точки, так как от удачного месторасположения зависит посещаемость, а значит, и выручка аптеки.

5. Государственная поддержка

Предприятие, занимающееся аптечным бизнесом, не может рассчитывать на комплексную поддержку АО «Фонд развития предпринимательства «Даму», так как в перечень приоритетных секторов экономики для потенциальных участников Программы «Дорожная карта бизнеса - 2020» не включена деятельность аптек (торговля).

Поддержка новых бизнес - инициатив АО «Фонд развития предпринимательства «Даму» – это комплекс мер, предусматривающих льготную помощь предпринимателям, реализующим или планирующим реализовать новые проекты, а также поддержка проектов, направленных на модернизацию и расширение производства в приоритетных секторах экономики.

В рамках данной бизнес - идеи для предпринимателей предусмотрены следующие виды помощи:

- Субсидирование процентной ставки по кредитам;

- Частичное гарантирование по кредитам;

- Развитие производственной (индустриальной) инфраструктуры;

- Сервисная поддержка ведения бизнеса (воспользоваться данным видом поддержки можно после организации бизнеса, предусмотрено для действующего бизнеса).

Если для организации бизнеса начинающему предпринимателю недостает соответствующих знаний и умений, в рамках Программы «Дорожная карта бизнеса-2020» предусмотрена поддержка начинающих предпринимателей (стартап - проекты).

Для получения вышеперечисленной поддержки предприниматели обращаются в Центр обслуживания предпринимателей (ЦОП) по месту жительства.

Предприниматель в рамках Программы «Дорожная карта бизнеса 2020» может подать документы на получение государственного гранта. Максимальная сумма государственного гранта для организации и реализации проектов в рамках Программы «Дорожная карта бизнеса 2020» составляет 3 000 000 тенге, при этом обязательным условием бизнес-проекта является софинансирование предпринимателем расходов на его реализацию в размере не менее 20 процентов от объема предоставляемого гранта.

Более подробную информацию можно узнать из Правил предоставления государственных грантов для организации и реализации проектов в рамках Программы «Дорожная карта бизнеса 2020», утвержденных постановлением Правительства РК от 28 апреля 2012 года, № 541 или проконсультироваться в ближайшем Центре поддержки предпринимательства (ЦПП) по месту жительства.

6. Риски

Предпринимательская деятельность, особенно на первоначальном этапе, во всех формах и видах сопряжена с риском. Перед начинанием любого дела следуют тщательно провести анализ всех возможных рисков, которые могут возникнуть при реализации бизнес-идеи.

Инвестиционный риск - это вероятность возникновения непредвиденных финансовых потерь в ситуации неопределенности условий инвестирования.

Главные риски, присущие данному инвестиционному проекту и предупредительные мероприятия, которые необходимо сделать в ходе реализации бизнес - проекта:

1. Риск изменения законодательства, регулирующего рынок лекарственных средств - регулярно проводить мониторинг рынка;

2. Низкая квалификация работников аптеки – подбирать персонал аптеки в соответствии с требованиями;

3. Риск поставки товара ненадлежащего качества - разработать реестр альтернативных поставщиков;

4. Риск развития конкуренции – разрабатывать новые стратегии и вводить новые мероприятия по привлечению клиентов (за счет высокого сервиса, компетентности);

Анализ и выявление инвестиционных рисков позволяет избежать ошибок и финансовых потерь в будущем при реализации бизнес – идеи.



Назад