Выращивание шампиньонов


1. Организационно – правовая форма

Налогообложение физических и юридических лиц, занимающихся выращиванием грибов, осуществляется в соответствии с налоговым законодательством Республики Казахстан.

Для ведения данного рода деятельности рекомендуется организовать индивидуальное предпринимательство с применением специального налогового режима на основе патента (так как доход за год не превышает установленный Налоговым Кодексом 300-кратный МЗП).

Исчисление стоимости патента производится индивидуальным предпринимателем путем применения ставки в размере 2-х % к заявленному доходу.

В случае, если предпринимателем будет использован труд наемных работников, рекомендуется организовать индивидуальное предпринимательство с применением специального налогового режима на основе упрощенной декларации, так как в данном случае не нужно вести бухгалтерский учет (нет необходимости в найме бухгалтера, как при создании ТОО).

При упрощенном режиме налогообложения сумма корпоративного подоходного налога (КПН) и социального налога, вместе, равна 3% от суммы дохода без учета понесенных расходов.

Предельный доход за полугодие при упрощенном режиме налогообложения составляет 1 400-кратный МЗП.

2. Разрешительная документация

Согласно Закону Республики Казахстан от 11 января 2007 года № 214-III «О лицензировании», для ведения данного вида деятельности не требуется получения какого-либо разрешения государственного органа.

3. Описание бизнес – идеи

3.1 Концепция

Бизнес – идея предусматривает выращивание грибов - шампиньонов. Бизнес можно организовать как в городской местности (в промышленных районах, на дачах), так и в сельской местности.

Сейчас в мире используют уже около 40 видов грибов, из которых 10—12 выращивают в промышленных масштабах. Это около 5 млн. тонн грибов в год на сумму более 10 млрд. долларов США, что по доходности сравнимо с производством кофе. В экономически развитых странах (Япония, Германия, Франция) потребление грибов на душу населения составляет около 5 кг. в год. В ряде стран (Франция, Англия, США, Голландия и др.) создана целая грибная индустрия, осуществляющая их выращивание и переработку.

Для Казахстана грибоводство – несвойственная отрасль. Даже в советское время грибоводству не уделялось большого внимания.

Характеристика продукции. Белый шампиньон – это вид грибов, которые относятся к роду шампиньонов. Белый шампиньон в дикой природе растет на опушках лесов, в садах, иногда на кучах перепревшего навоза. Белый шампиньон – самый распространенный гриб в мире.

3.2 Технология

Системы выращиванияшампиньоновделятся на 5 основных видов:

- Выращивание на грядах;

- Выращивание на полках;

- Выращивание в мешках;

- Выращивание в контейнерах;

- Выращивание в блоках (брикетах).

Рассмотрим подробнее выращивание грибов в контейнерах.

Эта система в большей степени распространена в Америке, Канаде, Австралии. Там используются специально изготовленные для грибных производств деревянные контейнеры, которые подвергаются особой обработке против плесневых грибков.

Использование контейнерной системы позволяет практически полностью механизировать процесс выращивания грибов. Размещение компоста в отдельных емкостях (контейнерах) препятствует распространению болезней и вредителей шампиньонов, что, в сочетании с возможностью проведения фаз роста грибов в разных помещениях, делает эту технологию очень привлекательной с точки зрения санитарии и гигиены, при условии решения вопроса мойки, дезинфекции и хранения контейнеров.

Для выращивания шампиньонов в ящиках необходимо, кроме основного, дополнительное помещение, где можно создать благоприятные условия для роста мицелия. Мицелий грибов – это их вегетативное тело. Он состоит из тонких ветвящихся нитей, которые называют гифами. От качества мицелия зависит качество и количество грибов. Непосредственно перед плодоношением переносят ящики в основное помещение, где создают температурно-влажностные условия для развития плодовых тел. Ящики для выращивания шампиньонов изготавливают из досок толщиной около 2 см, размером 85*60*18 см. или 120*63*18 см, площадью 0,5 м2 и 0,75 м2.

Перед закладкой компоста ящики необходимо продезинфицировать. Специфика технологии заключается в том, что компост в ящиках должен иметь влажность около 75%, так как ящики впитывают от 300 до 500 г. воды.

Вначале делается компост из земли и навоза (конского и куриного). Все эти компоненты смешиваются. Компост закладывают в ящики немного плотнее, чем на стеллажах. Заполненные ящики переносят в помещение для пастеризации компоста. Это помещение может быть небольшим, но хорошо вентилируемым. Ящики складывают друг на друга. В нескольких из них вставляют термометры для фиксирования температуры. Когда она снижается до 27 °С, приступают к посеву грибницы. После посева температура воздуха помещения и температура компоста на протяжении 14 дней поддерживается на уровне 25 °С, влажность воздуха — 90 - 95 %. В это время желательно как можно чаще вентилировать помещение.

Через 14 дней компост в ящиках, как правило, хорошо прорастает грибницей, его уплотняют, засыпают покровным грунтом и переносят в ящики в основное помещение так: 6 - 8 ящиков, соединенных по два, ставят друг на друга. На полу под каждый ящик подкладывают по два кирпича. Если помещение невысокое, ящики ставят на высоте 50 см. от потолка. Между их рядами оставляют проходы шириной 90 - 100 см, расстояние между стенами и ящиками должно быть шириной 75 см.

Во время плодоношения поддерживают температуру около 14 °С. Уход за шампиньонами во время плодоношения при данном методе аналогичен стеллажному.

Выращивать шампиньоны в ящиках рационально в том случае, когда есть отдельное помещение для пастеризации компоста и необходимость в получении нескольких грибных оборотов за год.

3.3 Персонал

Данным видом бизнеса можно заниматься самостоятельно. Можно привлечь членов семьи или нескольких рабоников.

3.4 Экономика

Все расчеты в данном разделе являются примерными и могут отличаться в зависимости от региона, в котором планируется организация бизнеса.

В качестве источников информации (цен, тарифов, нормативов) были использованы:

- данные Агентства по статистике РК;

- официальные сайты производителей оборудования, материалов и товаров (услуг);

- реклама в газетах, журналах, справочниках;

- интернет-площадки satu.kz, all-biz.kz, slando.kz и другие;

- справочники, экспертные мнения, телефонные интервью.

Первоначальные инвестиции

Необходимо помещение не менее 200 м2. Ящики для посадки можно изготовить самостоятельно. В помещении необходимо разместить металлические конструкции для установки ящиков (ориентировочно 200 000 тенге), вытяжку (50 000 тенге), бак для запарки (100 000 тенге) и прочие инструменты и материалы (шланги, таймеры, термометры, ориентировочно 150 000 тенге). Всего 500 000 тенге.

На 1 кг грибов необходимо затратить не менее 38,5 тг. (расчет представлен ниже). Поэтому для 5 первых посадок (850 кг готовой продукции) необходимо затратить 32 725 тенге.

В итоге первоначальная сумма инвестиций составит примерно 532 725 тенге.

Доходы

Если принять за 1 посадку 10 кг мицелия, за месяц можно посадить 100 кг мицелия (10 посадок в месяц). При урожайности 17 кг грибов с 1 кг мицелия объем готовой продукции в месяц составит 1 700 кг. При цене готовой продукции 260 тенге/кг выручка составит 442 000 тенге ежемесячно.

Расходы

При цене мицелия 500 тенге/кг и выхода готовой продукции 17 кг с 1 кг мицелия, расходы на 1 кг грибов составят 29,4 тенге/кг. Земля (вперемешку с конским и куриным навозом) обойдется в 8,9 тенге в расчете на 1 кг готовой продукции. Итого прямые затраты составят 38,5 тенге/кг готовой продукции. При производстве 1 700 кг грибов данные затраты будут составлять 65 450 тенге ежемесячно.

Расходы на заработную плату наемным работникам – 2 человека * 90 000 тенге = 180 000 тенге в месяц.

Расходы на электроэнергию, расходные материалы (при запланированном объеме производства) – 40 000 тенге.

Итого расходы составят 285 450 тенге в месяц.

При ежемесячной прибыли 156 550 тенге инвестиции окупятся за 3,5 месяца.

3.5 Полезные ссылки

Полезную информацию по данной бизнес – идее можно почерпнуть из интернета. На таких сайтах поисковых систем как www.google.ru, www.yandex.ru можно задать поиск, набрав ключевые слова по интересующей теме. Поисковая система выдаст перечень интернет - ресурсов, содержащих материалы, близкие указанной теме.

Далее приведены ссылки на описание продукции, а также на технологии выращивания грибов.

http://agaricus.ru/tekhnologiya/sistemy-vyrashchivaniya/konteynery

http://lady.mail.ru/product/shampinony/

http://hozyain.by/rubrics/yielding-garden/1344-za-gribami-i-yagodami-v-sobstvennyy-ogorod.html

4. Сбыт

Основными потребителями свежих грибов являются рестораны. Для розничной торговой сети этот продукт является новым. Большой разброс цен на свежие грибы объясняется значительными затратами на хранение и транспортировку, потребительскими предпочтениями, качеством упаковки (внешний вид, наличие штрих-кодов и т. д.), категориями покупателей (рестораны практически не обращают внимания на уровень цен, основные требования у них – качество продукции и регулярность поставок).

Небольшое предложение свежих грибов в розничной торговой сети объясняется тремя причинами: во-первых, ограниченной покупательной способностью населения; во-вторых, сложностью заготовки и хранения грибов; в-третьих, «нераскрученностью» данного товара.

В то же время существует постоянный спрос на свежие грибы со стороны зарубежных фирм-переработчиков.

5. Государственная поддержка

Предприятие, занимающееся выращиванием грибов, может рассчитывать на комплексную поддержку АО «Фонд развития предпринимательства «Даму», так как в перечень приоритетных секторов экономики для потенциальных участников Программы «Дорожная карта бизнеса - 2020» включено выращивание грибов и трюфелей (код ОКЭД – 01.13).

Поддержка новых бизнес - инициатив АО «Фонд развития предпринимательства «Даму» – это комплекс мер, предусматривающих льготную помощь предпринимателям, реализующим или планирующим реализовать новые проекты, а также поддержка проектов, направленных на модернизацию и расширение производства в приоритетных секторах экономики. В рамках данной бизнес - идеи предприниматель может рассчитывать на следующие виды помощи:

- Субсидирование процентной ставки по кредитам;

- Частичное гарантирование по кредитам;

- Развитие производственной (индустриальной) инфраструктуры;

- Сервисная поддержка ведения бизнеса (воспользоваться данным видом поддержки можно после организации бизнеса, предусмотрено для действующего бизнеса).

Если для организации бизнеса начинающему предпринимателю недостает соответствующих знаний и умений, в рамках Программы «Дорожная карта бизнеса-2020» предусмотрена поддержка начинающих предпринимателей (стартап - проекты).

Для получения вышеперечисленной поддержки необходимо обратиться в Центр обслуживания предпринимателей (ЦОП) по месту жительства.

Также предприниматель в рамках Программы «Дорожная карта бизнеса 2020» может подать документы на получение государственного гранта. Максимальная сумма государственного гранта для организации и реализации проектов в рамках Программы «Дорожная карта бизнеса 2020» составляет 3 000 000 тенге, при этом обязательным условием бизнес-проекта является софинансирование предпринимателем расходов на его реализацию в размере не менее 10 процентов от объема предоставляемого гранта.

Более подробную информацию можно узнать из Правил предоставления государственных грантов для организации и реализации проектов в рамках Программы «Дорожная карта бизнеса 2020», утвержденных постановлением Правительства РК от 28 апреля 2012 года, № 541 или проконсультироваться в ближайшем Центре поддержки предпринимательства (ЦПП) по месту жительства.

6. Риски

Предпринимательская деятельность, особенно на первоначальном этапе, во всех формах и видах сопряжена с риском. Перед начинанием любого дела следуют тщательно провести анализ всех возможных рисков, которые могут возникнуть при реализации бизнес-идеи.

Инвестиционный риск - это вероятность возникновения непредвиденных финансовых потерь в ситуации неопределенности условий инвестирования.

Главные риски, присущие данному инвестиционному проекту и предупредительные мероприятия, которые необходимо сделать в ходе реализации бизнес - проекта:

1. Риск неурожая – в базовых допущениях необходимо заложить минимальную урожайность;

2. Риск потери ликвидности вследствие неравномерности продаж – возврат денежных средств в случае привлечения кредитных средств производить неравномерными платежами (в период сезона продаж), c возможностью отсрочки и частичного досрочного погашения;

3. Риск срыва сроков проведения основных технологических операций по причине неопытности – строго придерживаться установленной технологии выращивания, привлекать консультантов – специалистов по выращиванию грибов;

4. Риск снижения цен на продукцию – предусмотреть возможность консервирования грибов, заключать предварительные контракты на поставку.

Анализ и выявление инвестиционных рисков позволяет избежать ошибок и финансовых потерь в будущем при реализации бизнес - идеи.

Назад