Экспресс регистрация
Логин:
Пароль:
 
Пол:
Спасибо за регистрацию! На указанный e-mail отправлено письмо для активации.
 
E-mail:
Повторите пароль:
Имя:

Подходит ли вашему бизнесу модель франчайзинга. Аспекты франчайзирования.


Теоретически можно франчайзировать любой бизнес, но практически, каждое предприятие - это уникальный организм, и чтобы модель предприятия сделать успешной и прибыльной, в каждом случае требуется строго индивидуальный подход. Франчайзинг является синонимом успешной, прибыльной модели бизнеса, но не каждое доходное предприятие может оставаться успешным при переходе на франчайзинговую систему.

Франчайзинг - привлекательная форма предпринимательства, т.к. позволяет расширять фирменную сеть, используя ресурсы своих партнеров (франчайзи), но не каждый бизнес нужно делать франшизой.

Помимо технических аспектов, много психологических нюансов, которые могут выступать серъезной преградой даже для успешного бизнеса. Ведь франачйзинг – это создание целой сети, целого образа жизни, некоего эталона, по которому будут действовать десятки, сотни, а возможно и тысячи предприятий. Франчайзер выступает как некий гуру, создающий своеобразную корпоративную философию предпринимательского поведения.

Даже успешный бизнес может потерпеть неудачу при франчайзировании. И если ошибается франчайзер – ошибается вся система.

. В Казахстане было много случаев отказа от действующей практики франчайзинга. Причины: некорректное и неэтичное поведение франчайзера или франчайзи, необязательность франчайзи к стандартам и правилам франчайзинговой системы, недостаточный контроль франчайзером своего франчайзи. В результате, существенно снижался уровень сервиса и качество продукции, что приводило к снижению репутации франчайзингового бренда и потери клиентов. Многие прецеденты неудачного франчайзинга - это вина не только франчайзи, но и франчайзера тоже.

Не всегда франчайзер заботится о прибыли франчайзи. В истории международного франчайзинга есть много случаев не совсем этичной практики франчайзинговой деятельности. «Франшизы однодневки» создавались для быстрого получения прибыли франчайзера, но приводили к банкротству франчайзи.

Существует две категории франчайзеров:

1. Те, кто строит долгосрочные отношения, которые нацелены на сценарий победитель - победитель (калька от английского win - win - популярный формат современных предпринимательских отношений). В этом случае, предприниматели стремятся не только к собственной прибыли, но и к финансовой устойчивости франчайзи.

2. Франчайзеры т .н. быстрой прибыли. Такая франчайзинговая система напоминает распространенную форму финансовой пирамиды. Вовлекая максимальное количество франчайзи, такие «франчайзеры» получают за короткий период времени большую прибыль, и выходят из игры. Для предотвращения случаев «некорректного франчайзинга», в США существует специальный циркуляр UFOC .Согласно этому документу, франчайзер обязан быть макисмально прозрачным при совершении сделки, также франчайзер обязан дать определенное количество времени (10 дней) предпринимателю, который собирается покупать франшизу. Это сделано для того, чтобы покупатель франшизы мог сделать правильный и обдуманный выбор.

Конечно, франчайзеры второго типа - это случайные игроки на рынке, и в большинстве своем франачйзинг - это стабильный и успешный бизнес, основанный на престиже и известности бренда. И процент банкротства в этом бизнесе намного ниже, чем в обычном бизнесе.

Каждая компания задумывается о переходе на франчайзинговую систему по разным причинам, но в большинстве случаев решение принимается на основе дефицита ресурсов для дальнейшего развития сети. С самого начала развития, такие известные международные торговые марки как Кока Кола, Макдональдс, Баскин Роббинс и др. использовали франчайзинговую систему для привлечения дополнительных средств для развития своих сетей.

Как говорилось ранее, в Казахстане больше распространена практика работы предприятия через сеть филиалов. Это говорит о том, что отечественные предприятия не видят преимущества работы через франчайзинговую систему, и имеют достаточные средства для содержания филиалов. Но содержание филиалов имеет ряд экономических минусов:

- затраты на содержание инфраструктуры офиса и персонала;

- усталость от постоянного контроля деятельности филиалов;

- неэффективность и немотивированность наемного персонала.

Перевод действующих филиалов на франчайзиноговую систему отношений может помочь устранить вышеуказанные минусы. При франчайзинговой схеме, расходы на содержание офиса и персонала переходят на франчайзи. В этом случае, франчайзи выступает как мотивированный независимый предприниматель, что намного повышает эффективность управления регионального офиса. Франчайзинг порой является единственным средством удержания своих позиций на рынке.

Но следует заметить, что франчайзинг не является панацеей, и компании следует провести предварительный всесторонний анализ собственной бизнес модели перед переходом на франчайзинговую систему. В первую очередь нужно обратить внимание на основные аспекты, от наличия которых зависит жизнеспособность и логическая обоснованность будущей франшизы.

Уникальная торговая индивидуальность . Каждый бизнес по своему уникален, но чтобы иметь успех в секторе франчайзинга, нужно иметь собственное ноу-хау, внутренние наработки, особую индивидуальность. Бизнес, который легко скопировать внешне, не имеет смысла франчайзировать, т.к. он будет постоянно копироваться без разрешения.

Зарегистрированные товарный знак , знак обслуживания, объекты интеллектуальной собственности. Патентные поверенные - прекрасные помощники в вопросах регистрации интеллектуальной собственности, но каждый бизнес изначально должен начинаться с детерминированного и уникального товарного знака

Апробированная успешная технология ведения бизнеса. Невозможно продать идею в качестве франшизы. Эту идею нужно доказать на практике.

Достаточный эволюционный период развития компании и бренда . История развития товарного знака или бренда должна иметь определенный период созревания т.н. «брендовой легенды». Сформированный и узнаваемый бренд создает хорошую основу для создания франшизы. Согласно истории развития мирового франчайзинга, в среднем, бренды переходили на франчайзинговые отношения в среднем через 5 лет после появления товарного знакак на рынке. Конечно, современные бизнес процессы максимально сжимаются во временном и технологическом отношении. Например, допустимым возрастом товарного знака для франчайзирования сегодня считается 2-3 года от начала появления знака на рынке. А при пилотном франчайзинге и вовсе год. Но, чем длинее история развития компании, тем выше вероятность того, что франшиза этой компании будет иметь больше шансов на устойчивость в период кризиса.

Дубликативный потенциал бизнес модели. Бизнес модель предприятия должна быть максимально мобильной для дублирования на другой территории. Самое трудное в создании франшизы – описание всех бизнес процессов в упаковку. Эта упаковка называется «франчайзинговый пакет». Если бизнес трудно описать - его трудно дублировать, а значит – продать.

Географическая дубликативность. Успех не должен зависеть только от привязанности фирменной точки к определенной местности. Предположим, кафе или магазин, которое находится на территории Медео или Кок-Тобе, будет привлекательным в силу своего географического расположения, но при дублировании на другую территорию, возможно, не будет сильного иметь успеха.

Достаточная маржа. Прибыль франчайзи формируется после выплаты франчайзинговых платежей. Поэтому, изнчальная маржа франшизы, заложенная франчайзером, должна быть достаточно высокой, чтобы сделать систему прибыльной.

Готовый франчайзинговый пакет (Франшиза). Помимо товарного знака и ИС, пакет франчайзинга включает в себя такие документы, как руководство по эксплуатации, маркетинговый и бизнес планы, тренинги, рекламные материалы и т.д. Это наиболее важная часть франчайзинговой системы. Составление франчайзингового пакета, а фактически это описание всего бизнеса под франшизу, требует профессионального подхода, т.к. от пакета зависит прибыльность и успешность франчайзи, а значит и франчайзера.

Разработанная система поддержки франчайзи. Постоянная поддержка франчайзи – основа франачйзинговых отношений. В зависимости от типа бизнеса, поддержка франчайзером своего франчайзи может выражаться в предоставлении рекламных, маркетингых, финансовых, транспортных, тренинговых и других видов вспомогательных инструментов. Если компания уже владеет портфелем таких инструментов, то это повышает уровень готовности компании к франчайзинговым отношениям.

Подготовленный персонал компании. Сотрудники компании франчайзера, как правило, выступают в качестве образцового персонала для штата франчайзи. Перед переходом на франчайзинговую систему, франчайзер, как правило, придает большое значение уровню подготовки своего персонала. Этот персонал, как правило, является участником программы обучения персонала франчайзи.

Конечно, эти аспекты не являются определяющими для окончательного принятия решения для перехода на франчайзинговую систему, и следует проанализировать ряд других факторов. Но это основные пункты, с которых начинается построение франачйзинговой сети.


Ближайшие события

Курс валют НБ РК
  • USD Доллар США 314.4
  • EUR Евро 343.83
  • CNY Кит. юань 45.6
  • RUB Рос. рубль 5.51
  • GBP Англ. фунт 406.74

Доска объявлений