Экспресс регистрация
Логин:
Пароль:
 
Пол:
Спасибо за регистрацию! На указанный e-mail отправлено письмо для активации.
 
E-mail:
Повторите пароль:
Имя:
Система дистанционного обучения предпринимателей

Введение в предпринимательство


Введение в предпринимательство

Назад

Введение

Курс «Введение в Предпринимательство» состоит из одной лекции. Мы рассмотрим такие темы, как:

  • Что Такое «Предпринимательство»?
  • В Чем Особенности Предпринимательства?
  • Почему Возможна Предпринимательская Деятельность?
  • Зачем Вам Быть Предпринимателем?
  • Нужен Ли Стартовый Капитал Для Открытия Своего Дела? и
  • Как Открыть и Развивать Свой Бизнес?

Каждый человек хочет быть счастливым и успешным. Для людей инициативных, желающих чего-то достичь в этой жизни — это одно и то же. Когда добиваешься поставленных целей, признания других людей, успеха, то и сам ощущаешь себя удовлетворенным, уверенным, окрыленным. Это и есть счастье.

Современный период развития Казахстана дает много возможностей любому желающему попробовать применить свои предпринимательские способности, достичь успеха и жить в благополучии.

Текст
Видео
Аудио

Что такое «предпринимательство»?

На сегодняшний день в мире не существует общепринятого определения предпринимательства. Можно говорить о том, что предпринимательство — это особый вид экономической активности, которая основана на самостоятельной инициативе, ответственности и инновационной предпринимательской идее. Экономическая активность — это целесообразная деятельность, направленная на извлечение прибыли.

Понятие «предпринимательство» впервые употребил английский банкир и экономист Ричард Кантильон в XVIII веке. Предпринимательство — это экономическая деятельность, в процессе которой приводятся в соответствие товарное предложение и спрос в условиях постоянного риска. Под предпринимателем Кантильон понимал человека, который, приобретая на рынке средства производства, превращает их в капитал.

Американский экономист Иозеф Шумпетер утверждал, что предпринимательство — это, прежде всего, новаторская деятельность, в результате которой создаются новые товары.

Американский ученый, профессор Роберт Хизрич определяет «предпринимательство» как процесс создания чего-то нового, что обладает стоимостью, а предпринимателя как человека, который затрачивает на это все необходимое время и силы, берет на себя весь финансовый, психологический и социальный риск, получая в награду деньги и удовлетворение достигнутыми результатами.

Английский профессор Алан Хоскинг утверждает: «Индивидуальным предпринимателем является лицо, которое ведет дело за свой счет, лично занимается управлением бизнеса и несет личную ответственность за обеспечение необходимыми средствами, самостоятельно принимает решения».

Предприниматель несет ответственность перед органами государственного управления, перед партнерами, перед семьей и собственником имущества, переданного ему для ведения бизнеса. Также предприниматель отвечает за нарушение трудовых прав своих работников.

В чем особенности предпринимательства?

Частное предпринимательство — есть форма осуществления экономической активности от имени предприятия (если оно зарегистрировано в качестве такового) или предпринимателя (действующего без образования юридического лица).

Вознаграждением является полученная в результате предпринимательской деятельности прибыль и чувство удовлетворения, которое предприниматель испытывает от занятия свободным предпринимательством. Но, наряду с этим, он должен принять на себя весь риск потерь в случае банкротства его предприятия.

Субъект предпринимательской деятельности — это такой субъект гражданского права (индивидуальный предприниматель, ассоциация, государственная организация, товарищество, фермерское хозяйство, акционерное общество и т.д.), который, на свой риск, осуществляет самостоятельную деятельность, направленную на систематическое извлечение прибыли от пользования имуществом, продажи товара, выполнения работ или оказания услуг, и который зарегистрирован в этом качестве в установленном законом порядке.

Предпринимательство, как форма инициативной деятельности, направленной на извлечение прибыли (предпринимательского дохода), предполагает:

  1. осуществление непосредственных производительных функций, т. е. производство товара (продукта) или оказание услуги;
  2. осуществление посреднических функций, т. е. оказание услуг, связанных с продвижением товара на рынок, и его передачей в надлежащем (общественно приемлемом) виде от непосредственного производителя такого товара его потребителю.

Экономическая природа предпринимательства характеризуется через его признаки: инициативу, коммерческий риск и ответственность, комбинирование факторов производства, новаторство.

Предпринимательство — инициативная деятельность. Предприниматель постоянно ищет новые возможности и новые идеи для извлечения выгоды.

Почему возможна предпринимательская деятельность?

Может показаться странным, что предпринимательство, в принципе, возможно. Ведь существуют крупные компании, которые обладают значительными ресурсами (капиталом, землей, зданиями и сооружениями, рабочей силой). Крупные компании действительно занимаются предпринимательством. Но у индивидуального предпринимателя или малого предприятия есть свои преимущества перед крупным бизнесом:

  • Крупные предприятия, в силу своего размера, настроены на большой объем производства. Такой объем требует больших инвестиций для переоснащения, если потребности рынков изменились. Кроме того, переоснащение требует у них большого времени. Индивидуальные предприниматели в этом отношении гораздо гибче, они лучше учитывают потребности небольших рынков, быстрее изменяются.
  • Крупные предприятия управляются менеджерами, которые часто являются наемными сотрудниками. Они хотят сохранить свои должности и заработные платы, т.е. не готовы принимать риски. Индивидуальный предприниматель или владелец малого предприятия рискует собственным имуществом. Но законы экономики говорят о том, что большую прибыль можно получить чаще всего там, где большие риски. И предприниматель идет на такие риски.
  • Так как государство помогает развитию предпринимательства, то возможна существенная разница между налогами, которыми обременен крупный бизнес и индивидуальный предприниматель или малое предприятие. Это делает себестоимость услуг или продукции предпринимателя ниже, чем у крупного бизнеса, и делает бизнес предпринимателя конкурентоспособным.
  • Предприниматели, в силу того, что они находятся на местах, ближе к рынкам, могут увидеть возможности, которые не видит крупный бизнес, и воспользоваться этими возможностями.
  • Предприниматели, в силу того, что являются владельцами своего бизнеса, лично заинтересованы в том, чтобы бизнес процветал и развивался. Это делает их бизнес более эффективным и гибким по сравнению с тем бизнесом, который управляется наемным менеджментом.
  • Предприниматели, в силу того, что они меньше, ближе к рынкам, лично заинтересованы в успехе, поэтому они более инновационные и творческие. Это позволяет им придумывать новые товары и услуги, до которых еще «не дошли руки» у крупного бизнеса.

Зачем Вам быть предпринимателем?

Предпринимательская деятельность направлена на удовлетворение общественных потребностей.

Предприниматель принимает на себя имущественный риск. Материальный интерес — побудительный мотив предпринимательской деятельности.

Следует, правда, иметь в виду, что не всякий доход есть результат предпринимательства. Он выступает таковым лишь в том случае, когда представляется результатом лучшего использования факторов производства.

Если взять за основу этапы карьеры менеджера, как их описывают Травин В. и Дятлов В., то мотивы занятия предпринимательской деятельностью можно квалифицировать с учетом возраста и потребностей.

Пожалуйста, самостоятельно рассмотрите таблицу «Мотивы занятия предпринимательской деятельностью в разном возрасте», которую вы можете загрузить из секции «Дополнительные Материалы» на странице этой лекции в колонке справа. Эта таблица отображает различные этапы карьеры и соответствующие им возраста, а также моральные, физиологические и материальные потребности людей на этих этапах. Обратите внимание на то, что контрольные работы и курсовые экзамены могут содержать вопросы по дополнительным материалам, представленным в лекциях. Поэтому важно, чтобы Вы были с ними ознакомлены.

Конечно, такое разделение мотивов на группы достаточно условно. Во многих случаях мотивом начала занятия предпринимательской деятельностью в любом возрасте является недостаток в самом необходимом (нужда). Желание получить какое-либо благо (еду, одежду, жилье и т.п.) или избежать чего-то нежелательного (опасности, одиночества, позора и т.п.) заставляет человека предпринимать какие-либо действия, позволяющие получить желаемый результат. Важными мотивами являются: личная свобода при организации собственного времени, возможность контролировать (увеличивать или уменьшать) размер личных доходов через вложение личного труда, времени, творчества и инициативы. А такие мотивы, как стремление бороться и побеждать, добиваться определенных результатов и избегать неудачи, удовлетворяют потребности человека в самоуважении и общественном признании. Предпринимательство — способ самореализации человека в жизни.

Нужен ли стартовый капитал для открытия своего дела?

Многие считают, что для организации собственного бизнеса необходим стартовый капитал. Только надо определить, что такое капитал. Нужно помнить, что это не только деньги. А часто для открытия бизнеса деньги бывают не нужны, правда, желательны.

Итак, стартовый капитал — это те ресурсы и средства, которые предприниматель может вложить для открытия собственного дела.

Такими ресурсами могут быть: личный труд и время предпринимателя, труд и время родственников и друзей, если они готовы поработать некоторое время без оплаты.

Средством для открытия бизнеса может стать интеллектуальный капитал. Это знания, идеи самого предпринимателя или чужие идеи, почерпнутые у друзей, родственников, в литературе или из личных наблюдений за другими предпринимателями и их бизнесом.

Личные или привлеченные (не обязательно за оплату или немедленную оплату) материальные ресурсы тоже являются капиталом и могут использоваться для открытия бизнеса. Например, можно использовать товарный кредит от поставщиков с оплатой этих товаров после продажи.

Связи тоже являются ресурсом предпринимателя. Друзья, родственники, одноклассники, однокурсники и т.п. могут посоветовать, чем заняться, обеспечить контактами с заинтересованными в тех или иных продуктах или услугах людьми или компаниями, помочь материальными или финансовыми ресурсами безвозмездно.

Безусловно, финансовый ресурс является очень важным для открытия и поддержания собственного бизнеса. Источниками финансовых ресурсов могут стать:

  • Личные средства предпринимателя, накопленные или вырученные от продажи личного имущества;
  • Заемные средства (деньги можно взять взаймы у родственников, друзей, банка в виде кредита);
  • Венчурное финансирование (вид финансирования, когда Вы получаете деньги за долю в бизнесе или за долю в его будущих прибылях).

Однако, как было указано выше, деньги не являются обязательным условием для начала бизнеса. Если денег нет, то их можно заменить личным трудом и другими средствами, перечисленными выше. Правда, в этом случае с большей вероятностью начинать придется с услуг. Многие услуги не требуют вообще или требуют минимального вложения материального ресурса или денег. Они требуют личного труда предпринимателя.

Как открыть свой бизнес?

Предположим, что у начинающего предпринимателя нет финансовых и материальных ресурсов для открытия бизнеса. Тогда можно поступить так. Надо искать и найти спрос на какой-либо товар или услугу. Т.е. выяснить, нет ли у каких-либо людей или компаний неких потребностей, которые они не могут удовлетворить или удовлетворение которых слишком для них дорого или сложно. Затем надо найти тех, кто может удовлетворить эти потребности или удовлетворить их дешевле или проще. Затем предприниматель получает продукт у поставщика и продает его тому, у кого есть потребность. При этом он может воспользоваться собственными средствами для приобретения или договориться о том, что оплатит полученное после продажи. Разница в цене между покупкой и продажей и будет доходом предпринимателя — это называется посреднической деятельностью. Некоторое количество подобных сделок может сформировать у предпринимателя достаточный ресурс для роста или развития своего бизнеса.

Но предпринимателю совсем необязательно что-то покупать и потом продавать. Есть и другие виды деятельности, которые не требуют стартового финансового или материального ресурса. Это непосредственное и личное оказание услуг. Предприниматель может оказывать услуги за счет собственного труда и профессионализма, и получать за это достойное вознаграждение. Это могут быть, например, парикмахерские услуги, услуги по уходу за детьми, уборке квартир и т.п.

Услуга может оказываться не одному, а нескольким клиентам одновременно. Это посреднические услуги. Например, частные риелторы ищут и находят желающих продать или сдать помещение и тех, кто желает эти помещения приобрести или снять в аренду. В момент сделки риелторы получают свои комиссионные.

Для оказания услуг часто не нужны дополнительные финансовые или материальные ресурсы. Нужен только личный труд предпринимателя.

Как развивать свой бизнес?

Если предприниматель остановится на достигнутом и дальше не будет развивать свой бизнес, то вряд ли он достигнет серьезного благополучия. Со временем стоит предпринимать некоторые шаги, которые могут повысить благосостояние предпринимателя. Существует несколько вариантов развития бизнеса. При этом может быть выбран только один вариант или варианты могут комбинироваться последовательно или одновременно. Для развития собственного бизнеса предприниматель имеет следующие возможности:

  1. Увеличение ассортимента для своего клиента за счет получения большего разнообразия продуктов от:
    • Новых поставщиков.
    • Одного поставщика.
  2. Доработки продукции поставщиков за счет собственного производства. Для этого он может:
    • Получать комплектующие детали от поставщиков и организовать собственную сборку.
    • Адаптировать продукцию поставщиков под специфические нужды клиента.
    • Улучшать качество своих услуг с соответствующим увеличением цены. Увеличивать количество клиентов, которым нужны предоставляемые им товары или услуги.
  3. Увеличение количества клиентов.
Загрузка плеера
Загрузка плеера

Чтобы пройти тест, вам необходимо авторизоваться.


Назад

Дополнительные материалы

Дополнительные ресурсы

Искать