Экспресс регистрация
Логин:
Пароль:
 
Пол:
Спасибо за регистрацию! На указанный e-mail отправлено письмо для активации.
 
E-mail:
Повторите пароль:
Имя:

Маркетинговая деятельность (2): Комплекс маркетинга.


Маркетинговая деятельность (2): Комплекс маркетинга.

Назад

В данной лекции мы ответим на вопрос «Что Такое Комплекс Маркетинга» и поговорим о таких понятиях, как:

  • Товар
  • Цена
  • Место
  • Продвижение
  • Люди (Участники)
  • Процесс, и
  • Материальные Cвидетельства
Текст
Видео
Аудио

Что Такое «Комплекс Маркетинга»?

Обеспечить выбранную предпринимателем позицию на рынке позволяет комплекс маркетинга. Комплекс маркетинга представляет собой совокупность практических мер воздействия на рынок или приспособление деятельности предпринимателя к ситуации на рынке. В комплекс маркетинга входит все, что Вы можете использовать для воздействия на спрос своего товара.

Предприниматель может использовать семь основных элементов комплекса маркетинга:

  • Продукт— все, что может быть предложено на рынок для внимания, приобретения, использования или потребления, что может удовлетворить какую-то потребность. Может быть физическим объектом, услугой, личностью, местом, организацией или идеей.
  • Цена— количество денег или других ценностей, которые потребитель обменивает на продукт или услугу (при покупке продукта или услуги).
  • Место — все действия, направлены на то, чтобы сделать продукт или услугу доступными, место оказания услуги или продажи продукта.
  • Продвижение— действия, информирующие о продукции или услуге, о ее достоинствах, и при- водящие к покупке.
  • Люди— все люди, прямо или косвенно вовлеченные в процесс Вашего бизнеса — поставщики, партнеры (все, кроме Ваших потребителей).
  • Процесс— последовательность действий, которые обеспечивают оказание услуги.
  • Материальные свидетельства— обстановка, среда, в которой оказывается услуга или продается товар.

Товар

Товар — это все, что может удовлетворить потребность и предлагается с целью привлечения внимания, приобретения, использования или потребления.

Например, молодая женщина хочет изменить свою внешность. Удовлетворить эту нужду может косметика, новая прическа, новая одежда, загар на Турецком побережье, пластическая операция и т.д. Однако женщина не будет покупать все эти товары сразу. Не все эти товары желательны в одинаковой степени. Вероятнее всего, в первую очередь будут приобретаться товары и услуги, более доступные и дешевые.

Товар — это не только физический объект (мороженое, телевизор, кастрюля, картофель и т.д.). Товаром можно назвать все, что способно удовлетворить нужду.

Помимо изделий и услуг, это могут быть личности (приехавший с концертом знаменитый певец), места (пляж, лес, Париж), организации (музей, школа, детский сад), виды деятельности (уборка, уход за больными, ремонт) и идеи (идея праздника, идея нового способа посадки растений, идея создания ботанического сада).

Общее количество товаров, которое Вы предлагаете, называется ассортиментом.

Для определения ассортимента следует знать:

  • Какую выгоду потребители получают от использования товара/услуги?
  • Какого качества должен быть этот товар/услуга, какими характеристиками он должен обладать?
  • Какой уровень сервиса следует предложить потребителям?
  • Как часто следует изменять предлагаемый товар/услугу и предлагать новые товары/услуги?
  • Как изменять ассортимент?
  • Следует ли разрабатывать и развивать марку?

Ваш ассортимент может включать различные товары и услуги. Вы можете предлагать рынку товары повседневного спроса, товары предварительного выбора, товары особого спроса и товары пассивного спроса.

Товары повседневного спроса — это потребительские товары и услуги, которые приобретаются часто, без особых раздумий, с минимальным сравнением с другими товарами. Как правило, это недорогие товары кратковременного пользования. Товары повседневного спроса делятся на товары постоянного спроса, товары импульсной покупки и экстренные товары. Товары постоянного спроса — это товары, покупаемые потребителями регулярно (хлеб, масло, молоко, овощи). Товары импульсной покупки — товары, приобретение которых не запланировано заранее, приобретаются на основе внезапно возникшего желания (жевательная резинка, сладости, мороженое, цветные карандаши). Экстренные товары — товары, приобретаемые при возникновении острой нужды в них (полиэтиленовые плащи или простейшие зонтики во время дождя).

Товары предварительного выбора — товары, которые потребитель во время выбора и покупки сравнивает между собой по различным показателям (цене, качеству, дизайну и т.п.). К этой группе относятся дорого- стоящие товары длительного пользования — бытовая техника, мебель и т.п.

Товары особого спроса — товары с уникальными характеристиками либо уникальных марок, ради покупки которых некоторые потребители готовы предпринять значительные усилия (например, редкие модели авто- машин, ювелирные украшения).

Товары пассивного спроса — товары, о приобретении которых потребители, как правило, не задумываются. Это услуги по страхованию жизни, энциклопедии, словари, учебники, ритуальные услуги.

Услуги также можно разделить на группы:

  • услуги по предоставлению жилья;
  • обслуживание семей (ремонт жилища, уход за ландшафтом, уборка жилых помещений и др.);
  • отдых и развлечения;
  • индивидуальное санитарно-гигиеническое обслуживание (стирка, сухая чистка, косметические услуги и др.);
  • медицинские и другие услуги здравоохранения;
  • частное образование;
  • услуги в области бизнеса и другие профессиональные услуги (правовые, бухгалтерские, консультационные и др.);
  • страховые и финансовые услуги;
  • транспортные услуги;
  • услуги в области коммуникаций.

Начиная бизнес, также следует подумать о торговой марке. Торговая марка может быть словом, символом, рисунком или комбинацией этих элементов. Она может представлять собой какой-то лозунг, и даже специфический звук. Торговую марку необходимо обязательно регистрировать. Ежедневно каждый человек встречается с большим количеством торговых марок: «Сoca-Cola», чай «Пиала», нектар «Солнечный», сок «Да-Да-Дэй», майонез «3 желания», автомобиль «Toyota», телевизор «SONY», сотовый телефон «NOKIА», игрушки «BARBIE», торговый центр «MEGA Alma-Ata» и т.д. Первая проблема, которая требует разрешения, это вопрос о том, стоит ли предлагать марочный товар или можно обойтись без разработки и поддержки марки.

Марочный товар имеет следующие преимущества перед «безымянным» товаром:

  • узнаваемость товара (потребитель узнает «марочный» товар);
  • возможность назначения более высокой цены;
  • формирование группы лояльных потребителей;
  • возможность выпускать сходные продукты, ориентированные на разные группы потребителей.

Например, Вы решили производить и продавать варенье. Ваша продукция может продаваться просто в стеклянной банке. Ваша продукция может продаваться в банке, на которой будет этикетка с названием «Традиции вкуса» или «Варенье бабы Насти». В перспективе Вы можете расширить ассортимент и предлагать под тем же названием консервированные фрукты, овощи и т.д. Называя свой товар, Вы создаете особенности, гарантируете определенное качество.

Однако, если Вы выпускаете марочный товар, необходимо строго следить за его качеством (так как потребитель, столкнувшись хотя бы раз с некачественным товаром, может распространить негативное отношение на все товары под данной маркой). Кроме того, разработка марки требуют значительных вложений, время на регистрацию.

Цена

Для потребителя цена является важным фактором, но не всегда определяющим. Для покупателя цена, которую он готов уплатить, это мера интенсивности его потребности, т.е. размера удовлетворения, которого он ждет. Для Вас цена — это сумма затрат и величина прибыли, которую Вы планируете получить. Покупателя интересует также цена потребления, то есть суммарные затраты, связанные с приобретением и потреблением товара (затраты на доставку, установку, текущий и капитальный ремонт, энерго- и водопотребление). Также потребитель будет сравнивать цены Ваших конкурентов и их условия.

Поэтому, устанавливая цену, ее необходимо обосновать. Определите:

  • Какую минимальную и максимальную цену Вы можете установить на свои товары /услуги?
  • При каких условиях цена должна быть выше или ниже цен конкурентов?
  • Какая границы цены, после которой цена кажется потребителю более высокой?
  • Нужны ли скидки? Какие скидки?
  • Почему потребитель купит товар/услугу по этой цене?

Место

Этот элемент комплекса маркетинга отражает деятельность по сбыту товара, направленную на создание его доступности для целевых потребителей. Данный элемент включает место расположения, собственное помещение или арендованное, удобство доступа (наличие дороги, парковок, маршрутов общественного транспорта и т.д.), распространенность на определен- ной территории (количество точек продаж, их удаленность).

Например, Вы решили открыть небольшой розничный магазинчик у себя дома, решив, что арендовать помещение в центре поселка будет дорого. Однако, Ваш дом расположен на окраине поселка, вдали от центральной улицы. В этом случае, для людей, проживающих в других районах поселка, добираться до Вас будет неудобно.

Продавать продукцию Вы можете через розничные магазины или оптовые компании, Интернет или использовать почтовую рассылку. Можно предложить обслуживание с выездом на дом или в офис, использовать нескольких посредников и др.

Для того чтобы прибыльно реализовать свою продукцию на рынке, Вы должны решить, как ее продавать — непосредственно потребителям или через таких посредников, как агенты, оптовые продавцы, дистрибьюторы или розничные продавцы.

Продвижение

Начиная бизнес, необходимо подумать о том, как Вы сможете убедить потребителей купить то, что предлагаете, как Вы можете продвигать свой бизнес на рынке. Можно использовать рекламу через средства массовой информации (телевидение, радио, журналы, газеты), почтовые послания, рекламные щиты и т.п. Помогать продвигать Ваши товары или услугу могут и родственники, друзья, знакомые и потребители.

Реклама — это оплачиваемые Вами платные сообщения, распространяемые через средства массовой информации.

Вы можете использовать наружную рекламу, расположенную на стенах и крышах домов, на стендах, щитах, растяжках, на транспорте.

Перед входом в Ваш офис следует использовать вывески (мини-щиты) или штендеры — раскладные конструкции с названием, телефоном и списком предоставляемых товаров или услуг.

Завлекать потребителей словами, раздавать им листовки могут люди-сандвичи, одетые в костюмы мужчины и женщины. Можно установить пневмофигуры — это объемные надувные фигуры, любой формы. На стенах домов, столбах, подъездах можно развесить плакаты и стикеры. Стоимость наружной рекламы зависит от места расположения, размера, материала, сложности ее изготовления. В газетах и журналах Вы можете разместить модульную, рубричную или текстовую рекламу.

Модульная реклама — определенная часть полосы газеты. Благодаря хорошему оформлению (рамочка, большие буквы, наличие картинки, использование различных цветов) модуль бросается в глаза. В модуле можно указать любую нужную и важную информацию (название компании, адрес, особенности товара, цены, скидки, поместить фотографию). Поскольку газе- ту можно открыть в любое время и прочитать несколько раз, один модуль сохраняет свою силу примерно неделю. Если читатель заинтересуется предложением, ему не нужно запоминать данные — он может взять газету.

Рубричная реклама — объявления, опубликованные по рубрикам. Очень дешевый вид рекламы. Состоит из обычных строк с указанием нужных характеристик предлагаемых продуктов и услуг. Из-за большого количества аналогичных сообщений легко может затеряться на полосе.

Текстовая реклама — статья, посвященная рекламируемому продукту. Позволяет долго расхваливать товар или услугу, внушая доверие. Стоит такая реклама дороже остальных. Следует заметить, что не все люди читают такие статьи.

Для стимулирования покупок предпринимателю следует обратить внимание на стимулирование сбыта. Оно включает в себя широкий набор видов деятельности и мероприятий, цель которых — заинтересовать покупателей. Вы можете использовать купоны, скидки, раздавать бесплатные образцы, подарки, проводить в местах продажи дегустации, конкурсы, показы и демонстрации.

Люди (Участники)

Для предпринимателя важно знать всех людей, с которыми он будет связан в бизнесе. Это поставщики. Это сотрудники транспортных организаций, банков, страховых компаний, торговых организаций, складов, таможенных и налоговых органов и т.д.

У Вас могут быть партнеры, которые окажут посильную помощь в создании и развитии бизнеса, родственники, друзья, соседи.

Если Вам нужны наемные работники, то необходимо описать, что они будут делать и какие будут к ним требования.

Процесс

Процесс представляет собой последовательность действий при оказании услуги. Процесс должен демонстрировать качество и безопасность. Вы можете оказывать услуги лично или с использованием каких-либо инструментов и механизмов.

Вы должны взаимодействовать с потребителем, расспрашивая его об ожиданиях, намерениях и рассказывать о Ваших продуктах и услугах, предоставляя право выбора. Например, Вы открыли частный детский сад. Принимая детей, Вы можете спросить родителей, какими игрушками играют дети, любят ли рисовать, петь, как играют с другими детьми, часто ли болеют, чего боятся. Кроме того, Вы можете уточнить у родителей о том, хотят ли они, чтобы ребенок научился танцевать или кататься на коньках, изучал языки и математику, играл в подвижные игры или конструировал и т.д. В дальнейшем, зная особенности детей и предпочтения родителей, Вы можете организовать день с максимальной пользой.

Материальные Cвидетельства

Материальные свидетельства создают благоприятную атмосферу в месте продажи или оказания услуги, располагают к общению.

Вам нужно подумать:

  • как будет выглядеть вход,
  • как должно быть устроено само помещение,
  • какой интерьер необходим,
  • какое необходимо освещение,
  • какую музыку можно использовать,
  • какие использовать запахи и ароматы.
Загрузка плеера
Загрузка плеера

Чтобы пройти тест, вам необходимо авторизоваться.


Назад
Искать