Экспресс регистрация
Логин:
Пароль:
 
Пол:
Спасибо за регистрацию! На указанный e-mail отправлено письмо для активации.
 
E-mail:
Повторите пароль:
Имя:

Финансы для предпринимателя (2): Введение в бухгалтерию.


Финансы для предпринимателя (2): Введение в бухгалтерию.

Назад

Данная лекция является введением в бухгалтерию. В ней мы обсудим следующие вопросы и темы:

  • Что Такое Движение Денежных Средств?
  • Что Такое Бухгалтерия Индивидуального Предпринимателя? и
  • Что такое счет-фактура?
Текст
Видео
Аудио

Что Такое Движение Денежных Средств?

Вы уже имеете спланированный бюджет. И Вы знаете, к кому обратиться, если в начале деятельности у Вас нет достаточной суммы. Для чего тогда Вам какой-то денежный поток? И что это такое?

План денежного потока Вам покажет, сколько денег «оттекло» из Вашей деятельности и сколько денег к Вам «притечет». Движение денежных средств показывает наличие денег в кассе или на расчетном счету. Из-за того, что оплатить расходы потребуется раньше, чем поступят деньги от клиентов, может возникнуть временная нехватка денег, несмотря на то, что бизнес ведется с прибылью. Таблица движения денежных средств позволит увидеть нехватку и принять решение о путях ее устранения: изменением плана или получением кредита.

Поэтому планирование денежного потока необходимо, прежде всего, для того, чтобы Вы знали, что всегда будете иметь достаток денег (либо на банковском счете, либо наличностью) на оплату счет-фактур Ваших поставщиков, на зарплаты Вашим работникам или на свои текущие расходы (или, проще говоря, что будут деньги для оплаты своих расходов).

Может получиться такая ситуация, что Вы договорились с одним из Ваших клиентов об отсрочке оплаты (например, на 30 дней), но Вашим поставщикам Вы должны заплатить уже за 10 дней. Такая же ситуация может случиться, когда Ваш клиент заплатит с опозданием. Вы должны быть готовы к данным ситуациям благодаря планированию Вашего денежного потока. Необходимо знать, сколько Вы должны заплатить, и будет ли в определенный день на данные платежи у Вас достаточно средств.

Что Такое Бухгалтерия ИП?

Бухгалтерский учет для начинающих предпринимателей вызывает немало хлопот.

Нужно ли индивидуальным предпринимателям вести бухгалтерский учет, если ИП работает по упрощенной декларации или патенту? Нужно ли собирать все первичные документы (чеки, квитанции, платежки и пр.), нужно ли фиксировать все операции в реестрах бухгалтерского учета, бухгалтерских книгах (например, продал что-то — записал)? Или же, если ИП работает по упрощенке или по патенту, вся эта бухгалтерия вовсе не нужна?

Попробуем разобраться, необходимо ли ведение бухгалтерского учета для индивидуальных предпринимателей.

Как известно, те ИП, которые работают по упрощенке или патенту, платят индивидуальный подоходный налог (ИПН) с валового дохода — т.е. на какую сумму продали или оказали услуги, с той суммы и заплатили налог. И здесь не учитывается, какие затраты при этом понес предприниматель. Хотя, доля затрат в этом доходе может быть очень велика.

Например, предприниматель, работая по упрощен- ной декларации, продает кухонные комбайны. Один комбайн стоит 10 000 тенге, но предприниматель покупает его по цене 7 000 тенге. При этом ИПН он заплатит не с разницы в цене (которая составляет 3 000 тенге), а со всего дохода, т.е. с 10 000 тенге.

Отсюда многие предприниматели делают вывод — раз затраты при определении дохода не учитываются, то и собирать все первичные документы не надо, а значит, и вести бухучет не требуется. Однако, на самом деле это не всегда так.

Согласно закону Республики Казахстан «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности», его действие распространяется как на юридических лиц, так и на индивидуальных предпринимателей. Это значит, что ИП тоже должны осуществлять ведение бухучета.

Однако из этого правила есть исключение. При- ведем выдержку из пункта 2 статьи 2 этого закона: «индивидуальные предприниматели, применяющие в соответствии с налоговым законодательством Республики Казахстан специальный налоговый режим на основе разового талона или патента, вправе не осуществлять ведение бухгалтерского учета и составление финансовой отчетности».

Таким образом, если ИП работает по патенту, либо на основе разового талона, они могут не вести бухгалтерию в принципе.

Что касается предпринимателей, работающих по упрощенной декларации, то они, хотя и должны вести бухгалтерский учет, все-таки могут вести его в упрощенной форме. В Казахстане особенности бухучета можно узнать, изучив стандарты бухучета.

В частности, особенности бухучета для ИП, работающих по упрощенке, расписаны в приказе Министра финансов Республики Казахстан от 21 июня 2007 года No 218 «Об утверждении Национального стандарта финансовой отчетности № 1 (НСФО 1)».

Согласно НСФО 1, индивидуальные предприниматели должны:

1) отражать свои хозяйственные операции и события в книге учета доходов для ИП;

2) вести регистры (ведомости) бухгалтерского учета (их перечень указан в стандарте):

  • ведомость В-1 по учету денежных средств;
  • ведомость В-2 по учету запасов;
  • ведомость В-5 по учету расчетов с покупателями и заказчиками;
  • ведомость В-6 по учету расчетов с поставщиками;
  • ведомость В-7 по учету оплаты труда;
  • ведомость В-9 по учету биологических активов;
  • ведомость В-10 по учету движения основных средств и нематериальных активов;
  • ведомость В-11 по учету амортизационных отчислений по основным средствам и нематериальным активам;
  • сводная ведомость В-13.

Формы данных ведомостей утверждены этим же стандартом бухгалтерского учета.

Конечно же, соответствующая ведомость ведется, только если есть, что по ней отражать. Например, ведомость «В-11» по учету амортизационных отчислений по основным средствам и нематериальным активам ведется, если у ИП есть эти самые основные средства или нематериальные активы.

Помимо этих документов, ИП, работающим на основе упрощенной декларации, должна вестись Книга учета хозяйственных операций. Она ведется для обобщения, классификации и накопления информации, содержащейся в первичных учетных документах (т.е. в ваших чеках, платежках и прочих приходно-расходных документах).

Нужно сказать, что Книги и другие регистры бухгалтерского учета, по усмотрению ИП, могут вестись в электронном виде. При необходимости, из программы данные книги могут быть распечатаны на бумаге — в этом случае они пронумеровываются, прошнуровываются, указывается число содержащихся в ней страниц, которое заверяется печатью и подписями предпринимателя, главного бухгалтера или лица, обеспечивающего ведение бухгалтерского учета данного субъекта. Наиболее распространенной программой для ведения бухгалтерского учета является программа «1С Бухгалтерия». Хотя, есть и другие программы, автоматизирующие ведение бухгалтерии. Например, «ИП Бухгалтерия 1.2».

ИП может выбирать сам — вести ли ему учет в электронном виде или же на бумаге. Обязательных требований для индивидуальных предпринимателей о ведении бухгалтерского учета именно в электронном виде нет. Те индивидуальные предприниматели, которые работают по общеустановленному режиму, должны вести полноценную бухгалтерию. В этих целях весьма помогут услуги бухгалтера, либо можно поручить ведение бухгалтерии соответствующей фирме.

Надо сказать, что лица, которые уклоняются от ведения бухгалтерского учета, а также составляют искаженную финансовую отчетность, скрывают данные, подлежащие отражению в бухгалтерском учете, а равно уничтожают бухгалтерскую документацию, могут быть привлечены к административной ответственности по статье 178 КоАП РК в виде штрафа в размере ста месячных расчетных показателей (161 800 тенге для 2012 года).

Что такое счет-фактура

Все требования к счету-фактуре указаны в главе 35 Налогового кодекса (далее — НК РК). Начинается эта глава со статьи 263 «Счет-фактура».

Первый вопрос, на который Вы хотели бы ответить, это «кто должен выписывать счет-фактуру?». Согласно пункту 2 статьи 263 НК РК, плательщик налога на добавленную стоимость (далее — НДС) обязан при осуществлении оборотов по реализации товаров, работ, услуг выписать получателю указанных товаров, работ, услуг счет-фактуру, если иное не установлено настоящей статьей.

То есть, как видно из этого пункта НК РК, счет- фактура выписывается плательщиками НДС (статья 228 НК РК). Плательщики НДС — это ИП и юридические лица, которые встали на учет по НДС. Им выдается свидетельство о постановке на учет по НДС установленной формы. Еще плательщиками НДС являются лица, ввозящие товары на территорию Казахстана из-за границы. Согласно пункту 4 статьи 263 НК РК, если поставщик не является плательщиком налога на добавленную стоимость, счет-фактура выписывается с отметкой «Без НДС». Таким образом, из данного пункта следует, что, даже если вы не являетесь плательщиком НДС, вы все равно должны выписать счет-фактуру, указав в ней вместо суммы НДС — слова «Без НДС».

Если счет-фактура оформлен неверно, то налоговики вправе исключить сумму НДС из зачета.

Согласно пункту 5 статьи 263 НК РК, в счете-фактуре, являющимся основанием для отнесения в зачет налога на добавленную стоимость, должны быть указаны:

  1. порядковый номер счета-фактуры, указываемый арабскими цифрами;
  2. дата выписки счета-фактуры;
  3. фамилия, имя, отчество (при его наличии) либо полное наименование, адрес поставщика и получателя товаров, работ, услуг;
  4. идентификационный номер поставщика и получателя товаров, работ, услуг;
  5. номер свидетельства поставщика-плательщика налога на добавленную стоимость о постановке на регистрационный учет по налогу на добавленную стоимость;
  6. наименование реализуемых товаров, работ, услуг;
  7. размер облагаемого оборота;
  8. ставка НДС;
  9. сумма налога на добавленную стоимость;
  10. стоимость товаров, работ, услуг с учетом налога на добавленную стоимость.

Указание сокращенных наименований организационно-правовой формы (ТОО, АО) не является правильным.

В счете-фактуре, являющимся основанием для отнесения в зачет налога на добавленную стоимость в соответствии со статьей 256 Налогового кодекса, должны быть указаны:

  • фамилия, имя, отчество (при его наличии) либо полное наименование, адрес поставщика и получателя товаров, работ, услуг;
  • полное наименование юридического лица, включая организационно-правовую форму, подлежащее указанию в счете-фактуре, которое должно соответствовать наименованию юридического лица, включенное в Государственный регистр юридических лиц.

При выписке счета-фактуры возможно не указывать почтовый индекс и полное изложение слов «область», «Республика Казахстан» и других.

Следующим обязательным элементом счета- фактуры является регистрационный номер налогоплательщика (ИИН или БИН).

В соответствии со статьей 47 Закона Республики Казахстан «О введении в действие Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет», в счетах-фактурах с 1 января 2012 года подлежит отражению регистрационный номер налогоплательщика (ИИН или БИН).

Номер свидетельства о постановке на регистрационный учет по налогу на добавленную стоимость указывают только те предприниматели, кто является плательщиком НДС.

Естественно, если предприниматель не является плательщиком НДС, то указывать размер облагаемого оборота, ставку налога, его сумму и стоимость товара/ услуги с учетом НДС не нужно. В этом случае в счете- фактуре указывается «Без НДС».

Если предприниматель реализует подакцизные товары, то в счете-фактуре дополнительно указывается сумма акциза.

Индивидуальные предприниматели заверяют счет- фактуру печатью, содержащей фамилию, имя, отчество (при его наличии) и (или) наименование. Счет-фактура подписывается индивидуальным предпринимателем.

Утвержденной государственными органами формы счета-фактуры в природе не существует. Есть формы счетов-фактур, разработанные разными людьми и организациями с учетом приведенных выше требований НК РК.

Пример счета-фактуры представлен в разделе «Дополнительные Материалы» на веб-странице этой лекции. Пожалуйста, ознакомьтесь с этим документом.

Загрузка плеера
Загрузка плеера

Чтобы пройти тест, вам необходимо авторизоваться.


Назад

Дополнительные материалы

Искать