Экспресс регистрация
Логин:
Пароль:
 
Пол:
Спасибо за регистрацию! На указанный e-mail отправлено письмо для активации.
 
E-mail:
Повторите пароль:
Имя:
Система дистанционного обучения предпринимателей
Миссия приложения Qamqor Business - защитить бизнесменов от незаконных проверок. Qamqor - защита бизнеса

Юридические аспекты предпринимательства (4): Крестьянские фермерские хозяйства.


Юридические аспекты предпринимательства (4): Крестьянские фермерские хозяйства.

Назад

В данной лекции мы рассмотрим юридические аспекты крестьянского фермерского хозяйства.

Текст
Видео
Аудио

Каковы особенности крестьянского фермерского хозяйства?

Одним из видов ИП является крестьянское (фермерское) хозяйство. Это семейно-трудовое объединение лиц, в котором осуществление предпринимательства неразрывно связано с использованием земель сельскохозяйственного назначения для производства сельскохозяйственной продукции, а также с переработкой и сбытом этой продукции.

Правоотношения, связанные с крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, регулируются Законом РК от 31 марта 1998г. N 214-1 «О крестьянском или фермерском хозяйстве» и другими нормативными правовыми актами.

Крестьянское (фермерское) хозяйство может выступать в формах:

  • семейного предпринимательства;
  • личного предпринимательства;
  • простого товарищества на базе общей долевой собственности на основе договора о совместной деятельности.

В 2011 году в Закон были внесены изменения и дополнения, которые очень важны при осуществлении деятельности крестьянским хозяйством. Так, например, глава крестьянского или фермерского хозяйства вправе:

  1. представлять интересы крестьянского или фермерского хозяйства в отношениях с физическими и юридическими лицами;
  2. осуществлять гражданско-правовые сделки, не запрещенные законами Республики Казахстан;
  3. уполномочить кого-либо из членов хозяйства исполнять свои функции в случае длительного отсутствия;
  4. определять основные направления деятельности крестьянского или фермерского хозяйства;
  5. утверждать внутренние правила, процедуры их принятия и другие документы, регулирующие внутреннюю деятельность крестьянского или фермерского хозяйства;
  6. выносить на рассмотрение общего собрания членов крестьянского или фермерского хозяйства вопрос об участии крестьянского или фермерского хозяйства в создании и деятельности юридических лиц;
  7. осуществлять иные права, предусмотренные законами Республики Казахстан.

Также, глава крестьянского или фермерского хозяйства обязан:

  1. организовывать ведение учета и отчетности крестьянского или фермерского хозяйства;
  2. выполнять в пределах своей компетенции решения общего собрания членов крестьянского или фермерского хозяйства, не противоречащие законодательству Республики Казахстан;
  3. создавать условия труда для членов крестьянского или фермерского хозяйства;
  4. при принятии наемных работников заключать трудовые договоры, издавать акты работодателя в соответствии с трудовым законодательством Республики Казахстан;
  5. исполнять иные обязанности, предусмотренные законами Республики Казахстан.

Учитывая, что, как правило, хозяйства состоят из определенных лиц (членов хозяйства), то у них также указаны и права и обязанности. Так, члены крестьянского или фермерского хозяйства вправе:

  1. добровольно выходить, в установленном общим собранием членов крестьянского или фермерского хозяйства порядке, из крестьянского или фермерского хозяйства;
  2. получать информацию о деятельности крестьянского или фермерского хозяйства, в том числе знакомиться с данными бухгалтерского учета, отчетности и другой документацией крестьянского или фермерского хозяйства;
  3. обращаться к общему собранию членов крестьянского или фермерского хозяйства и (или) в государственные органы с жалобами на неправомерные действия главы и других членов;
  4. обжаловать в судебном порядке решения главы и общего собрания членов крестьянского или фермерского хозяйства в случае нарушения их прав и законных интересов;
  5. осуществлять иные права, предусмотренные законами Республики Казахстан.

Также члены крестьянского или фермерского хозяйства обязаны:

  1. выполнять решения общего собрания членов крестьянского или фермерского хозяйства;
  2. соблюдать требования внутренних документов крестьянского или фермерского хозяйства;
  3. в случае смены главы крестьянского или фермерского хозяйства общим заявлением извещать об этом органы, зарегистрировавшие хозяйство;
  4. исполнять иные обязанности, предусмотренные законами Республики Казахстан.

Крестьянское или фермерское хозяйство, как самостоятельный предприниматель, имеет:

  1. право самостоятельно хозяйствовать на земле, используя ее в целях производства сельскохозяйственной продукции;
  2. право собственности на посевы и посадки сельскохозяйственных и иных культур и насаждений, на произведенную сельскохозяйственную продукцию, полученную в результате использования земельного участка, и на доходы от ее реализации;
  3. право использовать в установленном порядке для нужд своего хозяйства имеющиеся на земельном участке песок, глину, гравий и другие общераспространенные полезные ископаемые, торф, лесные угодья, поверхностные и подземные воды, а также эксплуатировать иные полезные свойства земли;
  4. право на возмещение убытков в полном объеме при принудительном отчуждении земельного участка для государственных нужд;
  5. право возводить на праве собственности производственные, бытовые и иные здания (строения, сооружения) на малоценных угодьях в соответствии с зонированием земель для нужд хозяйства, не противоречащие целевому назначению земельного участка;
  6. право проводить оросительные, осушительные и иные мелиоративные работы, строить пруды и иные водоемы в соответствии с установленными строительными, экологическими, санитарно-гигиеническими и иными специальными требованиями.

Крестьянское или фермерское хозяйство обязано:

  1. использовать предоставленную землю в соответствии с целевым назначением;
  2. не допускать снижения плодородия почвы;
  3. применять природоохранные технологии производства сельскохозяйственной продукции и осуществлять комплекс мероприятий по охране земель;
  4. не допускать ухудшения экологической обстановки в результате своей деятельности;
  5. руководствоваться при осуществлении на земельном участке строительства архитектурно-планировочными, строительными, экологическими, санитарно-гигиеническими и иными специальными требованиями (нормами, правилами, нормативами);
  6. не нарушать права других землепользователей и собственников земельных участков;
  7. обеспечивать предоставление сервитутов («сервитут — право ограниченного целевого пользования чужим земельным участком, в том числе для прохода, проезда, прокладки и эксплуатации необходимых коммуникаций, охотничьего хозяйства и иных нужд).

Крестьянское или фермерское хозяйство создается добровольно и считается созданным с момента государственной регистрации права на земельный участок, а в случаях, установленных законами Республики Казахстан, после регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. При регистрации крестьянского или фермерского хозяйства, основанного на совместном предпринимательстве, свидетельство о государственной регистрации выдается на главу крестьянского или фермерского хозяйства. К свидетельству прилагается список членов крестьянского или фермерского хозяйства, заверенный руководителем соответствующего территориального подразделения налогового органа.

Для ведения крестьянского или фермерского хозяйства земельные участки предоставляются гражданам Республики Казахстан на праве частной собственности или на праве временного возмездного землепользования (аренды) сроком от 10 до 49 лет, а для ведения отгонного животноводства (сезонные пастбища) на праве временного безвозмездного землепользования в соответствии с настоящим Законом и земельным законодательством Республики Казахстан.

Предоставление права частной собственности на земельный участок сельскохозяйственного назначения для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства осуществляется платно. При этом граждане Казахстана могут приобрести право частной собственности на земельный участок по цене, равной его кадастровой (оценочной) стоимости, или по льготной цене, определяемой в соответствии с земельным законодательством РК. Выплата сумм за выкуп земельного участка может производиться в рассрочку до десяти лет по письменному заявлению фермера.

Предоставление земельных участков для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства оралманам осуществляется на праве временного землепользования.

Преимущественным правом получения земельного участка для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства пользуются граждане, которые будут вести хозяйство лично, обладающие специальными сельскохозяйственными знаниями и квалификацией, имеющие практический опыт работы в сельском хозяйстве и проживающие в данном районе, городе, ауле (селе), поселке.

Крестьянские (фермерские) хозяйства со среднегодовой численностью работников до 50 человек (включительно) и общей стоимостью активов в среднем за год не свыше шестидесятитысячекратного расчетного показателя, как субъекты малого предпринимательства:

  • в порядке и на условиях, предусмотренных законодательством Республики Казахстан, освобождаются от платы за присоединяемую мощность по электроэнергии, теплводоснабжению и канализации с применением законодательства Республики Казах- стан о естественных монополиях и регулируемых рынках;
  • открывают счета в банках второго уровня с государственным участием без взимания платы;
  • представляют бухгалтерскую отчетность в упрощенном порядке, как индивидуальные предприниматели;
  • пользуются преимущественным правом при размещении заказов для государственных нужд, условия которых определяются Правительством Республики Казахстан;
  • получают информационные услуги (средства), а также научно-технические разработки и технологии на льготных условиях в пределах средств, предназначенных в государственном бюджете на соответствующий год в рамках государственной финансовой поддержки малого предпринимательства;
  • проводят подготовку, переподготовку и повышение квалификации кадров за счет средств, предусмотренных для поддержки малого предпринимательства.

Крестьянские или фермерские хозяйства вправе самостоятельно выбрать специальный налоговый режим, или общеустановленный порядок.

Самостоятельно рассмотрите диаграмму «Специальный налоговый режим для крестьянских или фермерских хозяйств».

Специальный налоговый режим для крестьянских или фермерских хозяйств:

  • предусматривает особый порядок расчетов с бюджетом на основе уплаты единого земельного налога,
  • распространяется на деятельность крестьянских или фермерских хозяйств по производству:
  • сельскохозяйственной продукции,
  • продукции аквакультуры (рыбоводства),
  • переработке сельскохозяйственной продукции,
  • продукции аквакультуры (рыбоводства) собственного производства и ее реализации, за исключением деятельности по производству, переработке и реализации подакцизных товаров.

Право применения специального налогового режима предоставляется:

  1. крестьянским или фермерским хозяйствам,
  2. при наличии земельных участков:
    • на праве частной собственности
    • и (или) на праве землепользования (включая право вторичного землепользования).

При применении единого земельного налога, крестьянские или фермерские хозяйства не оплачивают:

  1. индивидуальный подоходный налог с доходов от деятельности крестьянского или фермерского хозяйства, в том числе доходов в виде сумм, полученных из средств государственного бюджета на покрытие затрат (расходов), связанных с деятельностью, на которую распространяется данный специальный налоговый режим;
  2. налог на добавленную стоимость — по оборотам от осуществления деятельности, на которую распространяется данный специальный налоговый режим;
  3. земельный налог и (или) плата за пользование земельными участками — по земельным участкам, используемым в деятельности, на которую распространяется данный специальный налоговый режим;
  4. налог на транспортные средства, принадлежащих его членам на праве общей собственности, на праве собственности и непосредственно используемым в процессе производства, хранения и переработки собственной сельскохозяйственной продукции:
    • один легковой автомобиль с объемом двигателя включительно до 2 500 кубических сантиметров;
    • грузовые автомобили с предельной суммарной мощностью двигателя в размере 1000 кВт на 1000 гектаров пашни (сенокосов, пастбищ) с соблюдением соотношения 1:1.
    • специализированной сельскохозяйственной технике, используемой в производстве собственной сельскохозяйственной продукции:
    • автомобили-цистерны для перевозки молока или воды для сельскохозяйственных целей;
    • автомобили ветеринарной службы;
    • автозообиологические лаборатории;
    • автокормовозы;
    • автопогрузчики;
    • автозаправщики сеялок;
    • автомашины для внесения удобрений;
    • автозагрузчик самолетов минеральными удобрениями и ядохимикатами;
    • автотранспортировщики штабелей тюков;
    • авторазбрасыватель приманок;
    • ботвоуборочные машины;
    • воздушное судно АН-2 с/х;
    • жатки самоходные;
    • зерноуборочные комбайны;
    • колесные тракторы, самоходные шасси и мобильные энергетические средства;
    • кормоуборочные комбайны;
    • автомобили-мастерские по ремонту и техническому обслуживанию сельскохозяйственных машин;
    • самоходные косилки;
    • стогообразователи;
    • уборочные комбайны (по сбору корнеплодов, картофеля, томатов, зеленого горошка, хлопка и другой сельскохозяйственной продукции);
  5. налог на имущество, имеющееся на праве собственности, непосредственно используемое в процессе производства, хранения и переработки собственной сельскохозяйственной продукции.

Плательщики единого земельного налога вправе добровольно подать налоговое заявление в налоговый орган о постановке на учет по налогу на добавленную стоимость.

Специальный налоговый режим для юридических лиц — производителей сельскохозяйственной продукции, продукции аквакультуры (рыбоводства) и сельских потребительских кооперативов (далее — специальный налоговый режим) предусматривает особый порядок исчисления корпоративного подоходного налога, налога на добавленную стоимость, социального налога, земельного налога, платы за пользование земельными участками, налога на имущество, налога на транспортные средства.

Этот режим распространяется на:

  1. деятельность юридических лиц — производителей сельскохозяйственной продукции, продукции аквакультуры (рыбоводства) по:
    • производству сельскохозяйственной продукции, продукции аквакультуры (рыбоводства) с использованием земли, переработке и реализации указанной продукции собственного производства;
    • производству продукции животноводства и птицеводства (в том числе племенного) с полным циклом (начиная с выращивания молодняка), пчеловодства, аквакультуры (рыбоводства), а также переработке и реализации указанной продукции собственного производства;
  2. деятельность сельских потребительских кооперативов по:
    • реализации сельскохозяйственной продукции, продукции аквакультуры (рыбоводства), произведенной крестьянскими или фермерскими хозяйствами — членами (пайщиками) данных кооперативов;
    • переработке сельскохозяйственной продукции, продукции аквакультуры (рыбоводства), произведенной крестьянскими или фермерскими хозяйствами — членами (пайщиками) данных кооперативов, и реализации продукции, полученной в результате переработки данной продукции.

Этот режим не вправе применять крестьянские или фермерские хозяйства, которые созданы как юридические лица, а также, если их деятельность — производство, переработка и реализация подакцизных товаров. Суммы корпоративного подоходного налога, налога на добавленную стоимость, социального налога, земельного налога, платы за пользование земельными участками, налога на имущество, налога на транспортные средства, исчисленные в общеустановленном порядке, подлежат уменьшению на 70 процентов.

Если Вы применяете специальный налоговый режим для крестьянских или фермерских хозяйств, то Вы не являетесь плательщиками индивидуального подоходного налога по доходам от осуществления деятельности, на которую распространяется данный специальный налоговый режим, и, соответственно, не предоставляют такую отчетность.

Если Вы плательщик единого земельного налога по земельным участкам, используемым в деятельности (на которую распространяется специальный налоговый режим для крестьянских или фермерских хозяйств), то земельный налог также не оплачивается.

Объектом налогообложения для исчисления единого земельного налога является оценочная стоимость земельного участка.

Для применения специального налогового режима крестьянские или фермерские хозяйства не позднее 20 февраля первого года применения указанного режима представляют в налоговый орган по месту нахождения земельного участка налоговое заявление (непредставление налогового заявления к указанному сроку считается согласием налогоплательщика осуществлять расчеты с бюджетом в общеустановленном порядке, что гораздо сложнее).

Если Вы применяете специальный налоговый режим для субъектов малого бизнеса, специальный налоговый режим для крестьянских или фермерских хозяйств, то Вы должны утвердить налоговую учетную политику, разработанную самостоятельно по форме, установленной уполномоченным органом.

Выбранный режим в течение года поменять нельзя, за некоторыми исключениями.

Одновременно с налоговым заявлением представляются копии следующих документов:

  1. правоустанавливающих, идентификационных документов на земельные участки, засвидетельствованные нотариально или сельскими (поселковыми) исполнительными органами;
  2. актов определения оценочной стоимости земельных участков, выданных уполномоченным государственным органом по управлению земельными ресурсами, засвидетельствованные нотариально или сельскими (поселковыми) исполнительными органами. Если Акта нет, то оценочная стоимость земельных участков определяется исходя из оценочной стоимости 1 гектара земли в среднем по району по данным, предоставленным уполномоченным государственным органом по управлению земельными ресурсами.

Если Ваше крестьянское или фермерское хозяйство было образовано или если права на земельный участок возникли после 20 февраля, то Вы представляете налоговое заявление на право применения специального налогового режима в налоговый орган не позднее тридцати рабочих дней после получения свидетельства о государственной регистрации индивидуального предпринимателя или с момента постановки на регистрационный учет по месту нахождения данного земельного участка (соответственно).

В течение трех рабочих дней со дня представления Вами налогового заявления, налоговый орган выносит решение о применении специального налогового режима или об отказе в применении специального налогового режима.

Решение оформляется в двух экземплярах: один экземпляр вручается Вам под роспись или направляется Вам по почте заказным письмом с уведомлением, в случае если Вы не явились в налоговый орган для получения решения в течение десяти календарных дней со дня принятия решения налоговым органом (при этом, решение, направленное по почте заказным письмом с уведомлением, считается врученным налогоплательщику с даты отметки налогоплательщиком в уведомлении почтовой связи или иной организации связи).

В случаях возникновения условий, не позволяющих применять этот специальный налоговый режим, налогоплательщик представляет налоговое заявление в налоговый орган в течение пяти рабочих дней с даты возникновения несоответствия условиям и переходит на общеустановленный порядок с месяца, следующего за месяцем, в котором возникло такое несоответствие.
Загрузка плеера
Загрузка плеера

Чтобы пройти тест, вам необходимо авторизоваться.


Назад

Дополнительные материалы

Искать