Экспресс регистрация
Логин:
Пароль:
 
Пол:
Спасибо за регистрацию! На указанный e-mail отправлено письмо для активации.
 
E-mail:
Повторите пароль:
Имя:
Система дистанционного обучения предпринимателей
Миссия приложения Qamqor Business - защитить бизнесменов от незаконных проверок. Qamqor - защита бизнеса

Юридические аспекты предпринимательства (6): Государственный контроль.


Юридические аспекты предпринимательства (6): Государственный контроль.

Назад

В данной лекции мы рассмотрим:

  • в чем заключается деятельность налоговых органов,
  • какой государственный контроль осуществляется над предпринимательской деятельностью, и
  • кто и как часто может проводить проверки.
Текст
Видео
Аудио

В чем заключается деятельность налоговых органов Республики Казахстан?

Услуги налоговых органов базируются на Конституции, Налоговом Кодексе, иных нормативных правовых актах, включая Стандарты оказания государственных услуг Республики Казахстан, которые размещены на web-портале Налогового комитета Министерства финансов Республики Казахстан по адресу: www.salyk.kz, на информационных стендах Центров приема и обработки информации налоговых органов; на полках, в ящиках, на столах, отведенных для материалов для раздачи бизнесменам в Центрах приема и обработки информации налоговых органов.

В настоящее время «местом соприкосновения» налогоплательщика и налогового органа являются Центры приема и обработки информации. На сегодняшний день в Центрах приема и обработки информации налоговых органов оказывают широкий спектр услуг, в том числе:

  • принимаются более 50 видов заявлений на получение различных документов регистрационного и справочного характера;
  • принимается налоговая отчетность как на бумажных носителях, так и в электронном виде через Терминал налогоплательщика с предоставлением возможности использования телекоммуникаций и компьютерного оборудования налоговых органов на бесплатной основе;
  • оказываются консультационные услуги;
  • имеется возможность подать жалобу или предложения через книгу жалоб и предложений, ящик для жалоб;
  • имеется возможность узнать про нововведения в налоговом законодательстве посредством информационных стендов, видеороликов, а также получить программное обеспечение Налогового комитета МФ РК.

Режим работы налоговых комитетов ежедневный, кроме субботы и воскресенья с 09.00 до 18.00 часов со скользящим графиком работы.

Предварительно записываться для регистрации предпринимателя не надо.

В случае нарушения Ваших прав, ненадлежащего обслуживания, Вы можете направить жалобу:

  1. руководителям Центров приема и обработки информации налоговых органов по месту регистрационного учета,
  2. руководителям налоговых органов по месту регистрационного учета,
  3. руководителям вышестоящих налоговых органов.

Также:

  • рассказать о нарушениях Ваших прав можно, заполнив специальный бланк опроса мнений налогоплательщиков по качеству оказания услуг или карточки посещения, находящихся в Центрах приема и обработки информации налоговых органов, где Вы все опишете. Заполненный бланк необходимо опустить в специальный ящик для жалоб и предложений;
  • обратиться на телефоны «доверия» налоговых органов по месту регистрационного учета, вышестоящих налоговых органов.
  • Жалобу можно:
  • написать в электронную книгу жалоб;
  • направить почтой или опустить в специальные ящики для жалоб и предложений, расположенные в Центрах приема и обработки информации налоговых органов по месту регистрационного учета, в вышестоящих налоговых органах или в Налоговом комитете Министерства финансов Республики Казахстан;
  • передать в канцелярию Налогового комитета Министерства финансов Республики Казахстан, расположенного по адресу: г. Астана, пр. Победы, 11.

Какой государственный контроль осуществляется над предпринимательской деятельностью?

Правовые аспекты государственного контроля

Правовые основы предпринимательской деятельности заложены в Конституции Республики Казахстан, Гражданском Кодексе Республики Казахстан и состоят из Закона Республики Казахстан от 6 января 2011 года No 377-IV «О государственном контроле и надзоре в Республике Казахстан» и иных нормативных правовых актов Республики Казахстан, таких как Налоговый кодекс (для налоговых проверок), Трудовой кодекс (для проверок инспекции труда), Кодекс «О здоровье народа и системе здравоохранения» (для проверок в области здравоохранения, санитарно-эпидемиологического благополучия населения) и т.д.

Правоохранительные органы проводят контрольные и (или) надзорные мероприятия только!!!:

  • в рамках оперативно-розыскной деятельности,
  • уголовного преследования,
  • административного производства,
  • реализации регулятивных функций, осуществляемых правоохранительными органами,
  • в иных случаях, предусмотренных ЗАКОНАМИ Республики Казахстан.

Законодательство Республики Казахстан о контроле и надзоре, а значит, и все контрольно-надзорные действия уполномоченных должностных лиц, основываются на Конституции Республики Казахстан. Государственным органам запрещается принимать подзаконные нормативные правовые акты по вопросам порядка проведения проверок субъектов частного предпринимательства, за исключением нормативных правовых актов, предусмотренных законами.

Обратим внимание, что Закон Республики Казахстан от 6 января 2011 года № 377-IV «О государственном контроле и надзоре в Республике Казахстан» сейчас различает понятия контроля и надзора.

Самостоятельно рассмотрите таблицу «Характеристики различных видов контроля», описывающую государственную деятельность по контролю и надзору.

Контроль от надзора отличается тем, что при надзоре применяются меры оперативного реагирования (предусмотренные законами Республики Казахстан способы воздействия на проверяемых субъектов в целях предотвращения наступления общественно-опасных последствий, применяемые в ходе осуществления и по результатам проверки), а при контроле — не применяются.

Надзор заключается в том, что уполномоченные государственные органы имеют право применять по отношению к проверяемому субъекту правоограничительные меры оперативного реагирования без возбуждения административного производства. Что это значит?

Это значит, если деятельность, товар (работа, услуга) проверяемого субъекта представляют непосредственную угрозу конституционным правам, свободам и за- конным интересам физических и юридических лиц, жизни и здоровью людей, окружающей среде, национальной безопасности Республики Казахстан, то проверяющие лица обязаны принять ряд мер запретительно- ограничительного характера в отношении проверяемого субъекта в случаях и в порядке, определяемых законами Республики Казахстан, и об этом они обязаны уведомить прокурора.

Самостоятельно ознакомьтесь с диаграммой «Виды контроля».

При этом надо понимать, что для разных форм проверок существуют разные этапы их проведения:

  1. Посещение проверяемого субъекта должностным лицом государственного органа.
  2. Запроса необходимой информации, касающейся предмета проверки, за исключением истребования необходимой информации при проведении иных форм контроля.
  3. Вызова проверяемого субъекта с целью получения информации о соблюдении им требований, установленных законодательством Республики Казахстан.

Плановые и внеплановые проверки могут проводиться в отношении нескольких субъектов частного предпринимательства одновременно только по соблюдению требований налогового законодательства Республики Казахстан по вопросам:

  1. постановки на регистрационный учет в налоговых органах;
  2. наличия контрольно-кассовых машин;
  3. наличия и подлинности акцизных и учетно-контрольных марок, наличия разового талона, наличия лицензии, разрешения на отпуск этилового спирта, патента, регистрационной карточки, указанной в статье 574 Налогового кодекса Республики Казахстан.

Предметом проверки является соблюдение проверяемыми субъектами требований, установленных законодательством Республики Казахстан.

Плановые и внеплановые проверки подразделяются на:

  1. комплексные проверки;
  2. тематические проверки.

Есть и иные формы контроля и надзора, которые должны проводиться уполномоченными органами исключительно по принципу необходимости и достаточности и без посещения Вас — предпринимателей и Ваших объектов, используемых для предпринимательства. Однако и здесь есть исключения. Это случаи:

  1. установленные налоговым законодательством Республики Казахстан (смотри Налоговый Кодекс Республики Казахстан);
  2. если посещение связано с получением разрешительных документов, то есть по Вашему заявлению для исследований и передачи Вам разрешений на определенные виды деятельности (но в этом случае обязательно уведомлением органов правовой статистики по месту нахождения объекта (субъекта) за сутки до его посещения);
  3. проведения инспектирования строительно- монтажных работ (если они ведутся) на соответствие требованиям, предъявляемым к возведению и изменению несущих и ограждающих конструкций зданий и сооружений;
  4. контроля соблюдения размеров предельно допустимых розничных цен на социально значимые продовольственные товары. При этом социально значимые продовольственные товары — это продовольственные товары, предусматривающие удовлетворение потребностей организма человека в основных пищевых веществах и энергии для сохранения активной и здоровой жизни, перечень которых утверждается Правительством Республики Казахстан.

Также самостоятельно рассмотрите диаграмму «Формы контроля и надзора», а также диаграмму «Формы проверок» в разделе «Дополнительные Материалы».

Кто и как часто может проводить проверки?

Периодичность проведения плановых проверок зависит от степени риска с учетом значимости субъекта с точки зрения тяжести последствий, отраслевой статистики нарушений законов Республики Казахстан, а так- же результатов внеплановых проверок:

  • одного раза в год — при высокой степени риска;
  • одного раза в три года — при средней степени риска;
  • одного раза в пять лет — при незначительной степени риска.

Для проверки соблюдения требований законов Республики Казахстан и постановлений Правительства Республики Казахстан в области санитарно- эпидемиологического надзора, ветеринарии, карантина и защиты растений, семеноводства, зернового и хлопкового рынка периодичность проведения плановых проверок не должна быть чаще:

  1. в области ветеринарии, карантина и защиты растений, семеноводства, зернового и хлопкового рынка:
    • одного раза в полгода — при высокой степени риска;
    • одного раза в год — при средней степени риска;
    • одного раза в три года — при незначительной степени риска;
  2. в области санитарно-эпидемиологического контроля:
    • одного раза в месяц — при высокой степени риска;
    • одного раза в квартал — при средней степени риска;
    • одного раза в год — при незначительной степени риска.

Предлагаем Вам не бояться проверок, а наиболее точно понимать кто, когда и с какой целью имеет право приходить к Вам с проверкой. Зная о целях и нормах, Вы всегда сможете оградить себя от неправомерных действий со стороны проверяющего.

Проверка проводится на основании акта о назначении проверки государственным органом. Это обязательный документ, который Вам должен вручить под роспись уполномоченный проверяющий. Акт о назначении проверки, за исключением встречных проверок, осуществляемых органами налоговой службы, в обязательном порядке регистрируется в органе по правовой статистике в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан.

В акте о назначении проверки указываются:

  1. номер и дата акта;
  2. наименование государственного органа;
  3. фамилия, имя, отчество (при его наличии) и должность лица (лиц), уполномоченного на проведение проверки;
  4. наименование проверяемого субъекта частного предпринимательства или фамилия, имя, отчество (при его наличии) индивидуального предпринимателя, в отношении которого назначено проведение проверки, его местонахождения, идентификационный номер, участок территории;
  5. предмет назначенной проверки;
  6. срок проведения проверки;
  7. правовые основания проведения проверки, в том числе нормативные правовые акты, обязательные требования которых подлежат проверке;
  8. проверяемый период;
  9. подпись лица, уполномоченного подписывать акты, и печать государственного органа.

Чиновник, прибывший Вас проверять, обязан предъявить:

  • акт о назначении проверки с отметкой о регистрации в органе по правовой статистике;
  • служебное удостоверение;
  • при необходимости, разрешение компетентного органа на посещение режимных объектов;
  • проверочный лист;
  • медицинский допуск, наличие которого необходимо для посещения объектов.

Проверочный лист включает в себя исчерпывающий перечень требований к деятельности субъектов частного предпринимательства и не может быть кем- либо расширен! Иные требования не подлежат включению в проверочные листы и в ходе проверки к субъектам частного предпринимательства не должны предъявляться!!

Государственные органы разрабатывают и утверждают акты, касающиеся форм обязательной ведомственной отчетности, проверочных листов, критерии оценки степени риска, полугодовой план проведения проверок. Они публикуются на официальных сайтах государственных органов.

Внимательно изучите все документы проверяющего!

Помните, что проверка может проводиться только тем должностным лицом (лицами), которое указано в акте о назначении проверки!

Внимание!! Должностным лицам государственных органов, осуществляющим проверку, запрещается предъявлять требования и обращаться с просьбами, не относящимися к предмету проверки.

Обязанности предпринимателя при проведении проверки:

  • обеспечить беспрепятственный проход проверяющего лица на объект при наличии документов, подтверждающих их законность и служебного удостоверения;
  • представлять необходимые документы (сведения) на бумажных и электронных носителях либо их копии для приобщения к акту о результатах проверки, а также доступ к автоматизированным базам данных (информационным системам) в соответствии с задачами и предметом проверки;
  • сделать отметку о получении на втором экземпляре акта о назначении проверки.

Проверяющие обязаны:

  1. соблюдать законодательство Республики Казахстан, права и законные интересы субъектов частного предпринимательства;
  2. проводить проверки на основании и в строгом соответствии с порядком, установленным законами Республики Казахстан;
  3. не препятствовать установленному режиму работы субъекта частного предпринимательства в период проведения проверки;
  4. своевременно и в полной мере исполнять предоставленные в соответствии с законами Республики Казахстан полномочия по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений требований, установленных законами Республики Казахстан;
  5. не препятствовать субъекту частного предпринимательства присутствовать при проведении проверки, давать разъяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки;
  6. предоставлять субъекту частного предпринимательства необходимую информацию, относящуюся к предмету проверки при ее проведении;
  7. вручить субъекту частного предпринимательства акт о результатах проведенной проверки в день ее окончания;
  8. обеспечить сохранность полученных документов и сведений, полученных в результате проведения проверки.

При проведении проверки должностные лица, уполномоченные на осуществление контрольных и надзорных функций государственного органа, не имеют права:

  1. проверять выполнение требований, если такие требования не относятся к компетенции государственного органа, от имени которого действуют эти должностные лица;
  2. требовать предоставления документов, информации, образцов продукции, проб обследования объектов окружающей среды и объектов производственной среды, если они не являются объектами проверки или не относятся к предмету проверки;
  3. отбирать образцы продукции, пробы обследования объектов окружающей среды и объектов производственной среды для проведения их исследований, испытаний, измерений без оформления протоколов об отборе указанных образцов, проб по установленной форме и (или) в количестве, превышающем нормы, установленные государственными стандартами, правилами отбора образцов, проб и методами их исследований, испытаний, измерений, техническими регламентами или действующими до дня их вступления в силу иными нормативными техническими документами, правилами и методами исследований, испытаний, измерений;
  4. разглашать и (или) распространять информацию, полученную в результате проведения проверки и составляющую коммерческую или иную охраняемую законом тайну, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Республики Казахстан;
  5. превышать установленные сроки проведения проверки;
  6. проводить заведомо повторную проверку физического или юридического лица, в отношении которого ранее проводилась проверка, по одному и тому же вопросу;
  7. проводить мероприятия, носящие затратный характер, в целях государственного контроля, за счет субъектов частного предпринимательства.

Субъекты частного предпринимательства при про- ведении проверки имеют право:

  1. не допускать к проверке проверяющих в случаях:
    • несоблюдения временных интервалов по отношению к предшествующей проверке при назначении плановой проверки;
    • назначения государственными органами проверок по вопросам, не входящим в их компетенцию;
    • превышения либо истечения указанных в акте о назначении проверки сроков, установленных законами;
    • назначения государственным органом заведомо повторной проверки, в отношении которого ранее проводилась проверка, по одному и тому же вопросу, за один и тот же период, за исключением ряда случаев, предусмотренных Законом Республики Казахстан «О частном предпринимательстве»;
    • назначения внеплановой проверки, если предшествующей проверкой не были выявлены нарушения;
    • отсутствия информации и документов, указанных выше;
    • назначения проверки за период, выходящий за рамки промежутка времени, указанного в заявлении или сообщении о совершенных либо готовящихся преступлениях, в иных обращениях о нарушениях прав и законных интересов физических, юридических лиц и государства;
    • поручения проведения проверки лицам, не имеющим на то соответствующих полномочий;
    • указания в одном акте о назначении проверки нескольких субъектов частного предпринимательства, подвергаемых проверке, за исключением случаев, указанных в Законе Республики Казахстан «О частном предпринимательстве»;
    • продления сроков проверки свыше срока, установленного законами;
  2. не предоставлять сведения, если они не относятся к предмету проводимой проверки или не относятся к периоду, указанному в акте;
  3. не исполнять не основанные на законе запреты государственных органов или должностных лиц, ограничивающие предпринимателя;
  4. фиксировать процесс осуществления проверки, а также отдельные действия должностного лица, проводимые им в рамках проверки, с помощью средств аудио- и видеотехники, не создавая препятствий деятельности должностного лица;
  5. не предоставлять государственным органам и должностным лицам доступ к информации, составляющей коммерческую тайну, кроме той, которая необходима для реализации возложенных на них функций, установленных законами Республики Казахстан;
  6. привлекать третьих лиц к участию в проверке в целях представления своих интересов и прав, а также осуществления третьими лицами действий, предусмотренных подпунктом 5) пункта 1 настоящей статьи;
  7. обжаловать акт о назначении проверки и акт о результатах проверки и действия (бездействия) должностных лиц государственных органов в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан.

Правоохранительные органы вправе запрашивать и получать необходимую информацию, в том числе составляющую коммерческую тайну, как от субъекта частного предпринимательства, так и от государственных органов, обладающих этой информацией, на основании санкции прокурора, постановления следственных органов о возбуждении уголовного дела либо на основании постановления суда.

В случае проведения проверки мы настоятельно рекомендуем Вам внимательно изучить также Закон Республики Казахстан от 31 января 2006 года № 124-III «О частном предпринимательстве», Кодекс Республики Казахстан от 10 декабря 2008 года № 99-IV «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс) и Кодекс Республики Казахстан от 30 июня 2010 года № 296-IV «О таможенном деле в Республике Казахстан» и другие.

К грубым нарушениям относятся:

  1. отсутствие оснований проведения проверки;
  2. отсутствие акта о назначении проверки;
  3. несоблюдение сроков уведомления о проведении проверки;
  4. нарушение прав проверяемого, установленного законами;
  5. нарушение временного интервала по отношению к предшествующей проверке при назначении плановой проверки;
  6. непредставление проверяемому субъекту акта проверки.

Проверка, проведенная с грубым нарушением требований к ее организации и проведению, признается недействительной, а акт по результатам данной проверки не может являться доказательством нарушения Вами чего-либо и является основанием для его отмены вышестоящим государственным органом или судом. Рассмотрение вышестоящим государственным органом заявления субъекта частного предпринимательства в связи с недействительностью проверки осуществляется в течение десяти рабочих дней с момента подачи за- явления. В случае нарушения установленного срока рассмотрения такого заявления считается, что решение принято в пользу субъекта частного предпринимательства.

По результатам проверки составляется акт о результатах проверки в двух экземплярах, один из которых — для Вас. К акту о результатах проверки прилагаются при их наличии акты об отборе образцов (проб) продукции, обследовании объектов окружающей среды, протоколы (заключения) проведенных исследований (испытаний) и экспертиз, и другие документы или их копии, связанные с результатами проверки.

В случае отсутствия нарушений законодательства Республики Казахстан при проведении проверки в акте о результатах проверки производится соответствующая запись.

Любой предприниматель имеет право вести Книгу учета посещений и проверок. Должностные лица, проверяющие Вас, обязаны произвести запись о про- водимых действиях с указанием фамилий, должностей и данных, изложенных в акте.

Вы должны знать, что любые действия (бездействие) государственных органов и их должностных лиц, которые незаконно препятствуют частному предпринимательству, влекут ответственность, установленную законами Республики Казахстан.

Приостановление или запрещение деятельности субъекта частного предпринимательства только по решению суда, однако, это возможно без судебного решения, допускается в исключительных случаях на срок не более трех дней с обязательным предъявлением в указанный срок искового заявления в суд. При этом акт государственного органа, осуществляющего контрольные функции, о приостановлении или запрещении деятельности действует до вынесения судебного решения.

А самое главное, что все убытки, понесенные субъектом частного предпринимательства, и иной вред, причиненный субъекту частного предпринимательства вследствие неправомерного воспрепятствования его предпринимательской деятельности, подлежат возмещению. В случае нарушения государственным органом или его должностным лицом установленного порядка проведения проверки субъекта частного предпринимательства (необоснованное назначение проверки, производство проверки без вынесения акта и регистрации его в органе по правовой статистике, неправомерное изъятие документов, незаконная инвентаризация материальных ценностей, приостановление производства, составление излишних справок, предъявление необоснованных запросов и в иных случаях) в объем убытков, предъявляемых к возмещению, могут быть включены суммы вознаграждений, выплаченных работникам субъектов частного предпринимательства за подготовку материалов для проверки, заработная плата за время вынужденной остановки производства, упущенная выгода, которую получил бы субъект частного предпринимательства при реализации соответствующих товаров (работ, услуг), не выпущенных вследствие приостановления производства.

Предприниматель, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков. Под убытками подразумеваются расходы, которые произведены или должны быть произведены лицом, право которого нарушено, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода). А убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате издания не соответствующего законодательству акта органа государственной власти, иного государственного органа, а также действиями (бездействием) должностных лиц этих органов, подлежат возмещению Республикой Казахстан или соответственно административно- территориальной единицей.

Кроме того, Вы должны знать, что Ваше обращение или управления не препятствует Вам обратиться в суд с иском о защите права, если законодательными актами не предусмотрено иное.

В случае нарушения прав и законных интересов субъектов частного предпринимательства при осуществлении государственного контроля, предприниматель вправе обжаловать действия (бездействие) соответствующего органа и (или) должностного лица в вышестоящий государственный орган либо в суд в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан.
Загрузка плеера
Загрузка плеера

Чтобы пройти тест, вам необходимо авторизоваться.


Назад

Дополнительные материалы

Дополнительные ресурсы

  • Web-портал Налогового комитета Министерства финансов РK http://www.salyk.kz
Искать