Экспресс регистрация
Логин:
Пароль:
 
Пол:
Спасибо за регистрацию! На указанный e-mail отправлено письмо для активации.
 
E-mail:
Повторите пароль:
Имя:
Система дистанционного обучения предпринимателей
Миссия приложения Qamqor Business - защитить бизнесменов от незаконных проверок. Qamqor - защита бизнеса

Юридические аспекты предпринимательства (8): Контрольно-кассовые машины.


Юридические аспекты предпринимательства (8): Контрольно-кассовые машины.

Назад

В данной лекции мы поговорим о применении контрольно-кассовых машин в бизнесе.

Текст
Видео
Аудио

Зачем нужны контрольно-кассовые машины?

На территории Республики Казахстан денежные расчеты, осуществляемые при торговых операциях, работах, услугах посредством наличных денег, производятся с обязательным применением контрольно-кассовых машин. То есть почти все предприниматели, имеющие дело с наличными деньгами, за исключением тех, кто будет указан ниже, ДОЛЖНЫ иметь и применять при расчетах с клиентами (покупателями и т.д.) контрольно-кассовые аппараты.

Контрольно-кассовые машины — это специальные электронные устройства (фискальные модули или компьютерные системы), которые имеют блок фискальной памяти и обеспечивающие регистрацию и отображение информации о денежных расчетах, осуществляемых при реализации товаров, работ, услуг.

При применении контрольно-кассовых машин необходимо:

  1. до начала деятельности (связанной с денежными расчетами посредством наличных денег) поставить на учет контрольно-кассовую машину в налоговом органе;
  2. при реализации товара всегда выдавать чек контрольно-кассовой машины на сумму, уплаченную за товар, работу, услугу;
  3. допускать должностных лиц налоговых органов к контрольно-кассовой машине.

Контрольно-кассовые машины не должны применять:

  1. физические лица, которые не используют труд наемных работников на постоянной основе;
  2. физические лица, которые имеют от предпринимательской деятельности совокупный годовой доход, исчисленный в соответствии с налоговым законодательством, в размере, не превышающем необлагаемый налогом размер совокупного годового дохода, установленный для физических лиц законодательными актами Республики Казахстан (12 минимальных заработных плат);
  3. физические лица, если их доходы облагаются у источника выплаты, и если они не имеют наемных работников;
  4. физические лица, которые имеют имущественный доход, (например, продали квартиру, машину и т.п.) и если они не имеют наемных работников; (выше перечислены физические лица, которые не подлежат обязательной государственной регистрации в качестве индивидуальных предпринимателей);
  5. индивидуальные предприниматели (кроме реализующих подакцизные товары), осуществляющие свою деятельность на основе патента;
  6. индивидуальные предприниматели (кроме реализующих подакцизные товары), осуществляющие свою деятельность в рамках специального налогового режима для крестьянских или фермерских хозяйств;
  7. в части оказания услуг населению по перевозкам в общественном городском транспорте с выдачей билетов по форме, утвержденной уполномоченным государственным органом в области транспорта по согласованию с уполномоченным органом;
  8. Национальный Банк Республики Казахстан.

Контрольно-кассовая машина должна быть исправной. Ее тип (модель) должен быть включен в государственный реестр.

Если Вы используете контрольно-кассовые машины, являющиеся компьютерными системами, которыми оснащены торговые автоматы и (или) терминалы оплаты услуг, то Вы должны встать на учет в налоговом органе по месту использования каждого торгового автомата и (или) терминала оплаты услуг.

Контрольно-кассовые машины, используемые при осуществлении выездной торговли с автолавок и (или) палаток, подлежат постановке на учет в налоговом органе по месту нахождения таких налогоплательщиков.

Для постановки на учет в налоговых органах контрольно-кассовой машины, за исключением контрольно-кассовых машин, являющихся компьютерными системами, Вы должны представить в налоговый орган:

  1. налоговое заявление о постановке контрольно-кассовой машины на учет в налоговом органе (бланки налоговых заявлений предоставляются Вам бесплатно в Центре. Также Вы можете самостоятельно распечатать формы налоговых заявлений, которые размещены в подразделе «Налоговые заявления» раздела «Рекомендуемые ссылки» Интернет- ресурса Налогового комитета Министерства финан- сов Республики Казахстан по адресу: www.salyk.kz);
  2. контрольно-кассовую машину, содержащую сведения о налогоплательщике, ввод которых возможен без установки фискального режима;
  3. паспорт завода-изготовителя;
  4. пронумерованные, прошнурованные, заверенные подписью и (или) печатью налогоплательщика книгу учета наличных денег и книгу товарных чеков. Книга учета наличных денег — журнал учета ежесменного оборота наличных денег, товарных чеков, показаний фискальной памяти контрольно-кассовой машины. Книга товарных чеков — совокупность товарных чеков, объединенных в книгу. Книги можно приобрести в налоговых органах или завести самому. К книгам потом надо относиться очень бережно — аккуратно заполнять, не терять, соблюдать все требования налоговых органов по их заполнению.

Если Вы ставите на учет контрольно-кассовую машину, являющейся компьютерной системой, Вы должны передать в налоговый орган по месту своего нахождения:

  1. налоговое заявление о постановке контрольно- кассовой машины на учет в налоговом органе;
  2. краткое описание функциональных возможностей и характеристик компьютерной системы;
  3. руководство по использованию модуля «Рабочее место налогового инспектора» заявленной для постановки на учет в налоговом органе модели ком- пьютерной системы и обеспечить доступ к нему.

Подтверждением приема налогового заявления является:

  1. отметка сотрудника налогового органа о приеме налогового заявления, которая заключается в проставлении фамилии, инициалов, подписи сотрудника и даты приема налогового заявления на втором экземпляре заявки, остающейся у налогоплательщика;
  2. талон с указанием сведений о приеме входного и выдаче выходного документа.

Постановка на учет осуществляется согласно Постановлению Правительства Республики Казахстан от 12 мая 2011 года No 501 «Об утверждении стандартов государственных услуг», т.е. это государственная услуга «Постановка и снятие с учета контрольно-кассовых машин (ККМ)» (далее — государственная услуга), которая оказывается Центрами приема и обработки информации налоговых органов Республики Казахстан.

Информацию о государственной услуге можно получить на Интернет-ресурсе Налогового комитета Министерства финансов Республики Казахстан по адресу: www.salyk.kz, а также обратившись в Call-центр по разъяснению налогового законодательства по номеру телефона: 8 (7172) 58-09-09.

Государственная услуга оказывается бесплатно. Предварительная запись для получения услуги не требуется. Режим ускоренного обслуживания не предусмотрен. Центр представляет собой операционный зал или несколько отдельных кабинетов, выделенных для обслуживания налогоплательщиков, в которых предусмотрены места для ожидания, столы для заполнения и формирования документов, «окна» для оказания справочных, консультационных услуг, информационные стенды, условия для обслуживания потребителей с ограниченными физическими возможностями, приняты меры противопожарной безопасности. Режим работы Центра: ежедневно, кроме выходных и праздничных дней, с 09.00 до 17.00 часов без перерыва на обед.

В течение пяти рабочих дней со дня подачи Вами налогового заявления о постановке на учет контрольно- кассовой машины в налоговом органе, на каждую контрольно-кассовую машину присваивают регистрационный номер и выдают регистрационную карточку на каждую контрольно-кассовую машину (хранится в течение всего срока эксплуатации контрольно-кассовой машины и предъявляется по требованию налоговых органов). Конечно, Вам возвращают контрольно-кассовую машину с установленным фискальным режимом работы и пломбой налогового органа, а также заверенные книги учета наличных денег и товарных чеков и паспорт завода-изготовителя контрольно-кассовой машины.

По постановке ККМ, являющейся компьютерной системой, Вам должны:

  • установить фискальный режим работы в компьютерной системе (активация средств криптографической защиты информации от несанкционированного доступа к фискальным данным компьютерной системы);
  • выдать регистрационную карточку ККМ.

Однако, если модели ККМ в Государственном реестре ККМ нет или есть неисправности в представленной для постановки на учет ККМ, то в предоставлении государственной услуги отказывают и ККМ не ставят на регистрационный учет.

Ответственное лицо налогоплательщика (например, продавец или кассир) при эксплуатации контрольно- кассовой машины:

  1. осуществляет операции ввода стоимости товара, работы, услуги в соответствии с руководством по эксплуатации контрольно-кассовой машины;
  2. в случае отсутствия электроэнергии или неисправности контрольно-кассовой машины заполняет и выдает товарный чек;
  3. заполняет книгу учета наличных денег;
  4. при завершении смены выполняет процедуру «конец смены» путем снятия сменного отчета (Z-отчет) согласно техническим требованиям изготовителя модели контрольно-кассовой машины.

В течение пяти лет с даты печати или полного заполнения должны храниться:

  • сменные отчеты,
  • книги учета наличных денег,
  • книги учета товарных чеков,
  • чеки аннулирования, возврата,
  • контрольные чеки, по которым проведены операции аннулирования и возврата.

Для контрольно-кассовых машин, за исключением использующихся в торговых автоматах, период смены не должен превышать двадцать четыре часа.

Для контрольно-кассовых машин, которыми оснащены торговые автоматы, период смены определяется налогоплательщиком и не должен превышать один календарный месяц.

В ряде случаев ККМ может стать неисправной. При этом, ККМ считается технически неисправной в случаях, если:

  1. не печатает, печатает неразборчиво или реквизиты на контрольном чеке, которые должны быть, печатаются не полностью;
  2. отсутствует возможность получить данные фискальной памяти;
  3. отсутствует или повреждена пломба налогового органа;
  4. отсутствует маркировка завода-изготовителя.

В случае неисправности контрольно-кассовой машины, Вы должны обратиться в центр технического обслуживания ККМ, и взять у них заключение с обоснованным указанием сроков проведения ремонта и причин неисправности, если устранение технической неисправности невозможно без нарушения целостности пломбы налогового органа. После этого Вы, в течение трех рабочих дней с момента возникновения неисправности, должны подать в налоговый орган, в котором произведена постановка на учет контрольно-кассовой машины:

  1. налоговое заявление с указанием номера, даты выдачи регистрационной карточки контрольно- кассовой машины и суммарных показаний счетчика на начало дня, в который произошла неисправность;
  2. заключение центра технического обслуживания с обоснованным указанием сроков проведения ремонта и причины неисправности.

В этот же день (в день приема налогового заявления) налоговый орган принимает решение о выдаче или отказе в выдаче раз- решения на нарушение целостности пломбы контрольно-кассовой машины для устранения неисправности. Решение может быть только в двух формах, которые оформляются по специальной форме — или разрешить нарушить целостность пломбы, или отказать в выдаче разрешения.

Если пломба нарушена, то срок представления контрольно-кассовой машины в налоговый орган для установки пломбы после устранения технической неисправности не может быть меньше срока проведения ремонта, указанного в заключении центра технического обслуживания, но не более пятнадцати рабочих дней со дня выдачи разрешения налогового органа на нарушение целостности пломбы.

Помимо ККС необходимо очень серьезно отнестись к книгам, которые Вы сдавали в налоговый комитет при регистрации ККС. Согласно требованию статьи 650 Налогового кодекса, заполнение книги учета наличных денег ответственным лицом налогоплательщика и других книг учета при эксплуатации контрольно-кассовой машины является обязательным условием. Неисполнение требования по заполнению книги учета наличных денег и иной документации учета ответственным лицом налогоплательщика при эксплуатации контрольно-кассовой машины является нарушением ведения налогового учета, порядка применения ККМ и предусматривает административную ответственность в виде штрафа, ответственность за которые предусмотрена статьями 208, 215 Кодекса Республики Казахстан об административных правонарушениях (КоАП). Статьей 208 (КоАП) предусмотрена административная ответственность за нарушения, связанные с отсутствием учетной документации и нарушение ведения налогового учета. При этом под отсутствием у налогоплательщика учетной документации понимается отсутствие бухгалтерской документации и (или) налоговых форм, налоговой учетной политики, иных документов, являющихся основанием для определения объектов налогообложения и (или) объектов, связанных с налогообложением, а также для исчисления налогового обязательства.

Внесение денег в кассу (служебный приход) в течение смены, а также изъятия из кассы денег (служебный расход) в течение смены в обязательном порядке за- носятся в книгу учета наличных денег с указанием времени и суммы произведенной операции и подписи ответственного лица.Форма книги учета наличных денег утверждена Приказом Министра финансов Республики Казахстан от 30 декабря 2008 года № 637 «О некоторых вопросах налогового администрирования». То есть, кроме наличных средств, проведенных через ККМ, в книге учета наличных денег должны быть от- ражены служебный приход и служебный расход. И, конечно, фактическая сумма кассы должна совпадать с суммой, отраженной в книге учета наличных денег.

При изменении сведений, указанных в регистрационной карточке контрольно-кассовой машины, Вы, в течение пяти рабочих дней с момента возникновения изменений, обязаны подать в налоговый орган по месту постановки на учет контрольно-кассовой машины.

А в случаях:

  1. утери (порчи) регистрационной карточки,
  2. изменения сведений, указанных в регистрационной карточке,
  3. отсутствия идентификационного номера в реги- страционной карточке,

налоговым органом по месту постановки на учет контрольно-кассовой машины производится замена регистрационной карточки.

В случаях:

  1. прекращения осуществления деятельности, связанной с денежными расчетами, осуществляемыми при торговых операциях, выполнении работ, оказании услуг посредством наличных денег;
  2. изменения места использования контрольно- кассовой машины или места нахождения налогоплательщика, использующего контрольно-кассовую машину в торговом автомате или терминале оплаты услуг, если такое изменение требует регистрации контрольно-кассовой машины в другом налоговом органе;
  3. невозможности дальнейшего применения в связи с технической неисправностью контрольно-кассовой машины;
  4. исключения контрольно-кассовой машины из государственного реестра;
  5. в иных случаях, не противоречащих налоговому законодательству Республики Казахстан,
Вы должны снять контрольно-кассовую машину с учета.
Загрузка плеера
Загрузка плеера

Чтобы пройти тест, вам необходимо авторизоваться.


Назад

Дополнительные материалы

Дополнительные ресурсы

Искать