Экспресс регистрация
Логин:
Пароль:
 
Пол:
Спасибо за регистрацию! На указанный e-mail отправлено письмо для активации.
 
E-mail:
Повторите пароль:
Имя:

Финансы для предпринимателя (5): Анализ финансового состояния.


Финансы для предпринимателя (5): Анализ финансового состояния.

Назад
В этом уроке Вы рассмотрите как провести экспресс-анализ финансового состояния.
Текст
Видео
Аудио

Как провести экспресс-анализ финансового состояния?

Экспресс анализ финансовой отчетности проводится пользователем по данным бухгалтерской отчетности (Бухгалтерский баланс и Отчет о доходах/расходах) без предварительного преобразования ее показателей.

Для анализа финансового положения используются различные коэффициенты.

Расчет финансовых коэффициентов и показателей основан на уравнении баланса. Оно выражает взаимозависимость активов, пассивов и прав собственности и выглядит следующим образом:

АКТИВЫ = ПАССИВЫ + СОБСТВЕННЫЙ КАПИТАЛ

Активы обычно классифицируют по трем категориям:

1. Текущие активы включают в себя наличные и другие активы, которые должны быть переведены в наличность в течение одного года (например, ценные бумаги, обращающиеся на бирже; дебиторская задолженность; векселя к получению; товарно- материальные запасы).

2. Земельная собственность, основные средства производства и оборудование (основной капитал) включают средства, которые характеризуются относительно долгим сроком службы. Эти средства обычно не предназначены для перепродажи и используются в производстве или продаже других товаров и услуг.

3. Долгосрочные активы включают в себя инвестиции компании в ценные бумаги, например, акции и облигации, а также нематериальные активы, включающие: патенты, лицензии, авторские права.

Пассивы делятся на три группы:

1. Краткосрочные обязательства включают в себя суммы кредиторской задолженности, которые следует выплатить в течение одного года; например, накопившиеся обязательства и векселя к оплате.

2. Долгосрочные обязательства — это права кредиторов, которые не обязательно должны быть реализованы в течение одного года. К этой категории относятся обязательства по облигационному займу, долгосрочные банковские кредиты, ипотека.

3. Собственный капитал — это права собственников предприятия. С точки зрения бухгалтерского учета — это остаток суммы после вычета обязательств из активов. Этот баланс увеличивается любой прибылью и сокращается любыми убытками компании.

В качестве примеров, самостоятельно изучите таблицу «Пример финансового экспресс-анализа: Бухгалтерский баланс ТОО АВС» и таблицу «Отчет о доходах/расходах ТОО АВС».

Осуществляя экспресс-анализ бухгалтерской (финансовой) отчетности, Вы решаете задачу по обнаружению «болевых» точек Вашего бизнеса с тем, чтобы быстро и своевременно получить основную информацию, необходимую для оперативного управления. Для экспресс-анализа могут быть выбраны основные показатели, характеризующие финансовое состояние предприятия. Они содержаться в таблице «Показатели, рассчитываемые при проведении финансового анализа».

Платежеспособность — это возможность расплачиваться по своим обязательствам. Самый лучший вариант, когда всегда имеются свободные денежные средства, достаточные для погашения имеющихся обязательств. Но предприятие является платежеспособным и в том случае, когда свободных денежных средств у него недостаточно или они вовсе отсутствуют, но предприятие способно быстро реализовать свои активы и расплатиться с кредиторами.

Пример финансового экспресс-анализа:

Расчет и анализ показателей, приведенных выше.

1. Активы предприятия за анализируемый период увеличились на 97 087 (2 894 288 — 2 797 231) тенге, или на 3,5% ([2 894 288 / 2 797 231]—1), что говорит о некотором расширении масштабов деятельности предприятия.

2. Основные производственные активы на 01.01.2011 года составляли 917 136 тенге (оборудование 380 390 тенге и транспорт 536 746 тенге), а к 01.01.2012 года увеличились на 152 593 тенге и составляют 1 069 729 тенге, т.е. на 16,7% больше по сравнению с прошлым годом. Это свидетельствует об укреплении производственной базы предприятия.

3. Коэффициент текущей ликвидности = Оборотные активы/ Краткосрочные обязательства:

463 552/987 088 = 0,47 — в 2011 году;

665 686/938 950 = 0,71 — в 2012 году.

Несмотря на положительную динамику, ликвидность в краткосрочном периоде недостаточная, так как только 71% текущих обязательств обеспечен текущими активами.

4. Коэффициент абсолютной ликвидности = Денежные средства в кассе и в депозитах / Краткосрочные обязательства:

(12 516 + 38 938)/987 088 = 0,052 или 5,2% — в 2011 году;

(21 014 + 46 598)/938 950 = 0,072 или 7,2% — в 2012 году.

Абсолютная ликвидность компании также повысилась, но все же остается на низком уровне. Напомним, что рекомендуемая абсолютная ликвидность 0,2 - 0,5.

5. Коэффициент автономии = Собственный капитал / Всего активов:

381 230/2 797 231= 0,14 — в 2011 году;

497 399/2 897 288 = 0,17 — в 2012 году.

Компанию отличает очень высокая зависимость от

кредиторов, потому что только 17% всего имущества при- обретено на средства владельцев, остальные 83% имущества куплено на заемные средства. Руководству компании следует предпринять меры либо по увеличению уставного капитала, либо по сокращению обязательств.

6. Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами = (Собственный капитал — Долгосрочные активы) / Краткосрочные активы:

(381 231-2 333 679)/463 552 = -4,2 — в 2011 году; (497 399 - 2 228 602)/665 686 = -2,6 — в 2012 году. Отрицательное значение данного показателя говорит

об остром дефиците денежных средств и оборотного капитала. Скорее всего, предприятие вынуждено будет прибегнуть к дополнительным краткосрочным займам. В короткие сроки необходимо пересмотреть отношения со своими покупателями, которых компания кредитует, а также, по возможности, сократить производственные, реализационные и управленческие затраты.

7. Рентабельность активов = Чистая прибыль / Итого активы:

92 523/2 797 231 = 0,033 или 3,3% — в 2011 году; 184 714/2 894 288 = 0,064 или 6,4% — в 2012 году. В 2012 году на каждый 1 тенге, вложенный в основной и оборотный капитал, было получено 6,4 тиын (поправка?) чистой прибыли. Эффективность использования активов увеличилась почти в 2 раза, но все же находится на низком уровне.

8. Рентабельность продаж = Чистая прибыль до уплаты налогов / Выручка от реализации:

92 523/1 082 520 = 0,085 или 8,5% — в 2011 году; 184 714/1 939 497 = 0,095 или 9,5% — в 2012 году. Рентабельность продаж является высокой, что положительно характеризует сбытовую политику компании. Порядок расчета коэффициентов, которые мы рас- смотрели, относительно простой, и после некоторой практики Вы научитесь составлять представление о финансовых результатах компании всего за несколько минут. Всегда сравнивайте значения за два или три года, чтобы видеть динамику. Затем Вы можете сравнить их с цифрами, которые планировали получить и проверить, произошли позитивные или негативные изменения. Вы также можете создать собственную базу примеров, чтобы использовать их как критерий при сравнении с другими компаниями.

Помните, что все коэффициенты меняются в зависимости от того, какую область предпринимательства Вы рассматриваете. Низкий показатель для компании, работающей, например, в сфере технологий, может оказаться вполне удовлетворительным для книжного магазина.

Загрузка плеера
Загрузка плеера

Чтобы пройти тест, вам необходимо авторизоваться.


Назад

Дополнительные материалы

Искать