Экспресс регистрация
Логин:
Пароль:
 
Пол:
Спасибо за регистрацию! На указанный e-mail отправлено письмо для активации.
 
E-mail:
Повторите пароль:
Имя:
Система дистанционного обучения предпринимателей
Миссия приложения Qamqor Business - защитить бизнесменов от незаконных проверок. Qamqor - защита бизнеса

Юридические аспекты предпринимательства (1): Лицензирование.


Юридические аспекты предпринимательства (1): Лицензирование.

Назад

Курс «Юридические Аспекты Предпринимательства» включает в себя следующие темы:

  • лицензирование,
  • как можно получить имущество государства на безвозмездной основе,
  • как участвовать в государственных закупках,
  • внешнеэкономическая деятельность, и
  • ликвидация юридического лица.

Первая лекция этого курса посвящена лицензированию.

Текст
Видео
Аудио

Что такое лицензирование?

Отношения, связанные с лицензированием отдельных видов деятельности, за исключением отношений, связанных с выдачей лицензий в рамках лицензионного договора (это из области интеллектуальной собственности) регулируются Законом Республики Казахстан от 11 января 2007 года № 214-III «О лицензировании».

Согласно Закону — лицензия — «разрешение, выдаваемое соответствующим лицензиаром физическому или юридическому лицу на занятие отдельным видом деятельности». При этом лицензиар — это государственный орган, осуществляющий лицензирование, а физические или юридические лица, имеющее лицензию, называются «лицензиат».

Лицензирование — это комплекс мероприятий, связанных с выдачей и переоформлением лицензий, осуществлением контроля лицензиаров за соблюдением лицензиатами соответствующих требований, приостановлением и возобновлением действия лицензий, лишением лицензий.

Как и любые отношения в праве, лицензирование имеет свои основные принципы:

  1. Введение лицензионного порядка по отдельным видам деятельности устанавливается в целях национальной безопасности, обеспечения правопорядка, защиты окружающей среды, собственности, жизни и здоровья граждан.
  2. Лицензирование отдельных видов деятельности устанавливается в случаях, если предусмотренные законами Республики Казахстан требования к продукции, требования по обязательному подтверждению соответствия отдельных видов продукции, процессов недостаточны для достижения целей государственного администрирования.
  3. Выдача лицензий осуществляется на равных основаниях для всех лиц, отвечающих требованиям, установленным для данного вида деятельности.
  4. Выдача лицензий осуществляется на равных условиях для всех лиц, отвечающих требованиям, установленным для данного вида деятельности.
  5. Законом «О лицензировании» устанавливается исчерпывающий перечень видов деятельности и подвидов деятельности.
  6. Новые нормативные правовые акты, которыми утверждаются квалификационные требования, правила лицензирования видов деятельности и перечни отдельных товаров, экспорт и импорт которых подлежат лицензированию, не могут быть введены в действие до истечения двадцати однодневного срока после официального опубликования этих актов.
  7. Любая лицензия является неотчуждаемой и не может быть передана лицензиатом другому физическому или юридическому лицу.
  8. Действие всех лицензий распространяется на всей территории Республики Казахстан, за исключением случаев, предусмотренных законами Республики Казахстан.
  9. Виды деятельности, входящие в единый технологический процесс и (или) являющиеся необходимым элементом осуществления вида деятельности, лицензированию не подлежат. При этом под термином «единый технологический процесс» понимается совокупность технологически взаимосвязанных и последовательных действий (работ), выполняемых в процессе производства в рамках одного лицензируемого вида деятельности.

Самостоятельно рассмотрите диаграмму «Виды лицензий - 1».

Лицензированию подлежат отдельные виды деятельности в следующих сферах:

  1. промышленности;
  2. использования атомной энергии;
  3. оборота ядовитых веществ;
  4. технической безопасности;
  5. транспорта;
  6. оборота наркотических средств, психотропных веществ, прекурсоров;
  7. обеспечение информационной безопасности;
  8. специальных технических средств для проведения оперативно-розыскных мероприятий;
  9. оборота вооружения, военной техники и отдельных видов оружия, взрывчатых веществ и изделий с их применением;
  10. использования космического пространства;
  11. информатизации и связи;
  12. образования;
  13. средств массовой информации;
  14. сельского и лесного хозяйств, землеустройства, геодезии и картографии;
  15. здравоохранения;
  16. обслуживания физических и юридических лиц;
  17. игорного бизнеса;
  18. ветеринарии;
  19. судебно-экспертной, с учетом положений Закона Республики Казахстан «О судебно-экспертной деятельности в Республике Казахстан»;
  20. культуры;
  21. финансовой сфере и деятельности, связанной с концентрацией финансовых ресурсов;
  22. архитектуры, градостроительства и строительства;
  23. изготовления государственных символов Республики Казахстан;
  24. производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции, производства табачных изделий;
  25. экспорта и импорта товаров;
  26. товарных бирж.

Каждый из этих видов делится на подвиды (конкретизация соответствующего вида деятельности в рамках одной лицензии).

Например, Вы занимаетесь реализацией змеиного и пчелиного ядов. Согласно Статьи 14 Закона «О лицензировании», для производства, переработки, приобретения, хранения, реализации, использования, уничтожению ядов требуется наличие лицензии. Кроме того, необходимо в данном случае посмотреть, что согласно По- становлению Правительства Республики Казахстан от 13 июня 2007 года No 493 «Об утверждении перечня ядов, производство, переработка, перевозка, приобретение, хранение, реализация, использование и уничтожение которых подлежит лицензированию» эти яды лицензируются и еще 103 вида ядов!!!

Другой пример. Вы занимаетесь установкой сигнализации на автомобили. Согласно Статье 15 Закона, этот вид деятельности лицензируется, как деятельность в сфере технической безопасности (занятие деятельностью по монтажу, наладке и техническому обслуживанию средств охранной сигнализации, за исключением деятельности при выполнении строительно-монтажных работ). Тут без внимательного прочтения Закона даже не догадаешься, что техническая безопасность, это охранная сигнализация. А если и прочитаешь, следом необходимо изучить Постановление Правительства Республики Казахстан от 10 августа 2007 года No 686 «Об утверждении Правил лицензирования и квалификационных требований, предъявляемых к осуществлению охранной деятельности, к деятельности по монтажу, наладке и техническому обслуживанию средств охранной сигнализации, за исключением деятельно- сти при выполнении строительно-монтажных работ», т.к. именно они определяют порядок выдачи лицензии физическим и юридическим лицам на осуществление деятельности по монтажу, наладке и техническому обслуживанию средств охранной сигнализации. Уполномоченным центральным исполнительным органом по выдаче этого вида лицензий является Министерство внутренних дел Республики Казахстан, которое вправе делегировать полномочия лицензирования деятельности по монтажу, наладке и техническому обслуживанию средств охранной сигнализации своим территориальным органам в соответствии с законодательством.

Также самостоятельно рассмотрите диаграмму «Виды лицензий в сфере импорта и экспорта».

Лицензии выдаются физическим и юридическим лицам, соответствующим предъявляемым квалификационным требованиям. А квалификационные требования — это совокупность количественных и качественных нормативов и показателей, характеризующих способность заявителя заниматься отдельным лицензируемым видом деятельности и (или) под видом лицензируемого вида деятельности.

Например, для охранной сигнализации они следующие:

1. Квалификационные требования, предъявляемые к деятельности по монтажу, наладке и техническому обслуживанию средств охранной сигнализации, за исключением деятельности при выполнении строительно-монтажных работ, для юридических лиц включают наличие:

  1. у руководителя организации — высшего образования, соответствующего данному профилю работ;
  2. заключения органов санитарного и экологического надзора при использовании в монтаже и эксплуатации систем охранной сигнализации с радиочастотным спектром;
  3. у производителя работ по монтажу, наладке и техническому обслуживанию средств охранной сигнализации допуска к работам с высоким напряжением;
  4. помещения, отвечающего санитарным и экологическим нормам, оборудования (или договора на их аренду) для осуществления наладки, технического обслуживания средств охранной сигнализации и проверки технического состояния монтирумого оборудования.

2. Квалификационные требования, предъявляемые к деятельности по монтажу, наладке и техническому обслуживанию средств охранной сигнализации, за исключением деятельности при выполнении строительно-монтажных работ, к физическим лицам включают наличие:

  1. высшего или среднего специального образования, соответствующего данному профилю работ;
  2. у заявителя — допуска к работам с высоким напряжением;
  3. заключения органов санитарного и экологического надзора при использовании в монтаже и эксплуатации систем охранной сигнализации с радиочастотным спектром;
  4. помещения, отвечающего санитарным и экологическим нормам, оборудования (или договора на их аренду) для осуществления наладки, технического обслуживания средств охранной сигнализации и проверки технического состояния монтируемого оборудования.

После того, как Вы определили, чем Вы будете заниматься — незамедлительно изучите этот Закон, и если есть хоть намек на то, чем Вы планируете заниматься, необходимо найти специальный нормативный правовой акт о квалификационных требованиях к данному виду деятельности. Далее необходимо подготовить все требуемые документы, передать их уполномоченному органу, который выдаст Вам лицензию в соответствии с законодательством.

Также напоминаем, что лицензия именная и если Вы решили поменять компанию, или сначала работали как ИП, а потом открыли, например, ТОО и занялись этим же видом деятельности, то передачи лицензии не будет!

Вы можете найти квалификационные требования по каждому виду лицензируемой деятельности — это сайт электронного правительства: http://www.e.gov.kz.

Большинство лицензиаров (те, кто выдает лицензии) приступили к выдаче лицензий в электронном формате через государственную базу данных «Е-лицензирование». Некоторые допускают только электронное лицензирование. Конечно, несомненным преимуществом электронной лицензии является то, что электронную лицензию невозможно утерять или испортить, нам с Вами не нужно тратить свое время и средства на получение дубликата лицензии. Обладателям лицензии не надо снимать копии с государственной лицензии, а тем более их нотариально заверять и т.д. Кроме того, отказ от «бумажных» лицензий позволяет сократить бюджетные расходы на приобретение бланков и их доставку до заявителя. Как правило, при проверках, или совершении юридически значимых действий (совершение сделок, и т.д.) — лицензиатам, то есть предпринимателям, достаточно предъявить документ, удостоверяющий личность или свидетельство о регистрации юридического лица, а государственным органам, коллегиям адвокатов, нотариальным пала- там и палатам оценщиков достаточно будет проверить сведения о наличии лицензии через информационную систему ГБД «Е-лицензирование». На Интернет-ресурсе http://www.elicense.kz размещена подробная информация для пользователя информационной системы. По возникающим вопросам граждане могут обращаться в CALL-центр, указанные на сайтах тех или иных министерств.

Есть еще одна часть лицензирования, которая касается сферы торговли, т.к. в законе есть глава, посвященная экспорту/импорту. Перечень товаров, экспорт и (или) импорт которых подлежит лицензированию, устанавливается Правительством Республики Казахстан на основании единого перечня товаров, к которым при- меняются запреты или ограничения на ввоз или вы- воз государствами-членами Таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества в торговле с третьими странами, утвержденного решением Комиссии Таможенного союза.

Лицензия выдается на каждый товар, классифицируемый в соответствии с Единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности, в отношении которого введено лицензирование.

Вы, являясь участниками внешнеэкономической деятельности, также обязаны получить лицензию уполномоченного органа на осуществление внешнеэкономических сделок с результатами интеллектуальной творческой деятельности, в тех случаях, когда:

1) они были информированы уполномоченным органом или иным государственным органом Республики Казахстан системы экспортного контроля о том, что данная продукция и результаты интеллектуальной творческой деятельности могут быть использованы в целях, указанных в пункте первом настоящей статьи;

2) они имеют основание предполагать, что данная продукция и результаты интеллектуальной творческой деятельности могут быть использованы в це- лях, указанных в пункте первом настоящей статьи. Для импорта также существует автоматическое лицензирование отдельных товаров — мера, установленная в целях мониторинга посредством выдачи лицензии. При автоматическом лицензировании импорта от- дельных товаров одобрение заявления дается во всех случаях. При этом любое лицо, которое выполняет юридические требования страны импортера для осуществления импортных операций, равным образом обладает правом на обращение и получение лицензии на импорт. Заявление на получение лицензии может подаваться в любой рабочий день до таможенной очистки товаров. Лицензия выдается в течение десяти рабочих дней при представлении заявления на получение лицензии и необходимых документов в надлежащей и полной форме.

Ознакомьтесь с диаграммой «Виды лицензий - 2».

Чтобы получить лицензию и (или) приложение к лицензии, необходимо обратиться к лицензиару по месту регистрации физического или юридического лица (если лицензиаром являются местный исполнительный орган области (города республиканского значения, столицы) или территориальные органы центрального государственного органа) с заявлением и приложением следующих документов:

  1. нотариально заверенные копии Устава (за исключением экспортных и импортных операций) и свидетельства о государственной регистрации заявителя в качестве юридического лица — для юридического лица;
  2. копия документа, удостоверяющего личность — для физического лица;
  3. нотариально заверенная копия свидетельства о государственной регистрации заявителя в качестве индивидуального предпринимателя — для индивидуального предпринимателя;
  4. нотариально заверенная копия свидетельства о постановке заявителя на учет в налоговом органе;
  5. документ, подтверждающий уплату в бюджет лицензионного сбора за право занятия отдельными видами деятельности;
  6. сведения и документы в соответствии с квалификационными требованиями.

А для получения приложения к лицензии, в рамках вида деятельности, на который имеется лицензия, необходимы следующие документы:

  1. заявление;
  2. нотариально заверенная копия лицензии;
  3. сведения и документы в соответствии с квалификационными требованиями (к подвиду деятельности).

Все документы, представленные Вами, принимаются по описи, копия которой направляется (вручается) заявителю с отметкой о дате приема документов указанным органом.

Вы можете обратиться к лицензиару о выдаче электронной лицензии, направив заявление в форме электронного документа, удостоверенного электронной цифровой подписью, с копиями прилагаемых к заявлению документов в электронном виде, используя для этого сайт электронного правительства или акимата. В этом случае, лицензиары проводят проверку подлинности представленных Вами документов. В случае отсутствия таких ресурсов, государственные органы вправе требовать представления документов на бумажном носителе.

В ряде случаев также для получения лицензии требуются заключения органов в области охраны окружающей среды, ядерной, радиационной, санитарно-эпидемиологической, промышленной, противопожарной безопасности и государственного энергетического контроля. Для этого лицензиар, в течение двух рабочих дней со дня регистрации документов Вашего заявителя на получение лицензии и (или) приложения к лицензии, а для субъектов малого предпринимательства — в течение одного рабочего дня, направляет по месту государственной регистрации заявителя запрос в органы в области охраны окружающей среды, ядерной, радиационной, санитарно-эпидемиологической, промышленной, противопожарной безопасности и государственного энергетического контроля о представлении заключения о соответствии заявителя требованиям, предъявляемым в области охраны окружающей среды, ядерной, радиационной, санитарно-эпидемиологической, промышленной, противопожарной безопасности и государственного энергетического контроля.

Органы в области охраны окружающей среды, ядерной, радиационной, санитарно-эпидемиологической, промышленной, противопожарной безопасности и государственного энергетического контроля на основании запроса лицензиара в течение двадцати пяти рабочих дней, а для субъектов малого предпринимательства — в течение семи рабочих дней, устанавливают соответствие заявителя предъявляемым требованиям в области охраны окружающей среды, ядерной, радиационной, санитарно- эпидемиологической, промышленной, противопожарной безопасности и государственного энергетического контроля и направляют соответствующему лицензиару заключение о соответствии заявителя предъявляемым требованиям.

Не позднее тридцати рабочих дней (для субъектов малого предпринимательства не позднее десяти рабочих дней (за исключением случая лицензирования ремонта и реализации специальных технических средств для проведения оперативно-розыскных мероприятий, поиск технических каналов утечки информации) со дня представления заявления с соответствующими документами, лицензиар обязан выдать лицензию и (или) приложение к ней.

Но если Вы предоставили не полный пакет документов или они неверно оформлены, лицензиар в вышеназванные сроки обязан дать мотивированный ответ в письменном виде о причинах отказа в выдаче лицензии и (или) приложения к лицензии. В выдаче лицензии (приложения к лицензии) может быть отказано в случаях, если:

  1. занятие видом деятельности запрещено законами Республики Казахстан для данной категории субъектов;
  2. не представлены все документы, требуемые в соответствии с Законом. При устранении заявителем указанных препятствий заявление рассматривается на общих основаниях;
  3. не внесен лицензионный сбор за право занятия отдельными видами деятельности в случае подачи заявления на выдачу лицензии на вид деятельности;
  4. заявитель не соответствует квалификационным требованиям;
  5. в отношении заявителя имеется вступивший в законную силу приговор суда, запрещающий ему заниматься отдельным видом деятельности;
  6. судом на основании представления судебного исполнителя запрещено заявителю получать лицензии.

Если Вы не согласны с отказом в выдаче лицензии (приложения к лицензии), Вы вправе обжаловать эти действия в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан.

Если лицензиар в вышеназванные сроки не выдал Вам лицензию (приложение к лицензии) или письменно не уведомил Вас о причине отказа в выдаче лицензии (приложения), то по истечении пяти рабочих дней с даты истечения вышеназванных сроков для выдачи лицензии (приложения), Вы должны письменно уведомить соответствующего лицензиара о начале осуществления заявленного им вида деятельности и (или) подвида деятельности. В этом случае лицензиар, не позднее пяти рабочих дней с момента получения письменного уведомления заявителя, обязан выдать лицензию и (или) приложение к лицензии с даты, указанной заявителем в письменном уведомлении.

Законодательство устанавливает оплату лицензионного сбора за право занятия лицензионными вида- ми деятельности. Ставки лицензионного сбора за право занятия отдельными видами деятельности устанавливаются Налоговым кодексом Республики Казахстан. При выдаче приложений к лицензии (дубликатов приложений к лицензии) лицензионный сбор не взимается. Ставки сбора устанавливаются исходя из размера месячного расчетного показателя, установленного законом о республиканском бюджете (далее по тексту настоящей статьи — МРП) и действующего на дату уплаты сбора.

Сумма сбора исчисляется по ставкам и уплачивается в бюджет по месту Вашего нахождения до подачи соответствующих документов лицензиару. Возврат уплаченных сумм сбора не производится, за исключением случаев отказа лиц, уплативших сбор, от получения лицензии до по- дачи соответствующих документов лицензиару. При этом возврат уплаченных сумм сбора производится налоговым органом по месту их уплаты по налоговому заявлению плательщика сбора после представления им документа, вы- данного лицензиаром, подтверждающим непредставление указанным лицом документов на получение лицензии.

Выполнение условий выдачи лицензии контролируется органами контроля и надзора, т.е. государственными органами (их территориальными подразделениями), осуществляющих лицензирование и (или) выдачу иных разрешительных документов, постановку на регистрационный учет, а также наблюдение и проверку на предмет соответствия деятельности проверяемых субъектов требованиям, установленным законодательством Республики Казахстан.

Вы также должны знать, что если вид деятельности, осуществляемый продавцом (изготовителем, исполнителем), подлежит лицензированию, потребителю должна быть предоставлена информация о лицензии, сроке ее действия, государственном органе, выдавшем ее на казахском и русском языках, а также по требованию потребителя предоставлена возможность ознакомления с подлинником или нотариально заверенной копией лицензии. Правоспособность потенциального поставщика, осуществляющего виды деятельности, подлежащие лицензированию, подтверждается им посредством предоставления нотариально заверенной копии соответствующей лицензии, выданной в соответствии с законодательством Республики Казахстан о лицензировании.

Кодекс Республики Казахстан об административных правонарушениях от 30 января 2001 года No 155-II и Уголовный Кодекс Республики Казахстан от 16 июля 1997 года No 167-I устанавливают ответственность за деятельность без лицензии, если она требуется в соответствии с законодательством Республики Казахстан.

Так, согласно Кодексу Республики Казахстан об административных правонарушениях «Статья 357-1»:

1. Занятие предпринимательской или иной деятельностью, а также осуществление действий (операций) без регистрации или без лицензии, специального разрешения, квалификационного аттестата (свидетельства) в случаях, когда разрешение, лицензия, квалификационный аттестат (свидетельство) обязательны, если эти деяния не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, — влекут штраф на физических лиц в размере до двадцати, на должностных лиц, индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, являющихся субъектами малого или среднего предпринимательства, — в размере от тридцати до сорока, на юридических лиц, являющихся субъектами крупного предпринимательства, — в размере от ста до двухсот месячных расчетных показателей с конфискацией предметов и (или) орудия совершения административных правонарушений, либо без таковой, а занятие предпринимательской или иной деятельностью без лицензии дополнительно влечет конфискацию дохода (дивидендов), денег, ценных бумаг, полученных вследствие административного правонарушения.

2. Действия, предусмотренные частью первой настоящей статьи, совершенные повторно в течение года после наложения административного взыскания, — влекут штраф на физических лиц в размере до пятидесяти, на должностных лиц, индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, являющихся субъектами малого или среднего предпринимательства, — в размере от пятидесяти до ста, на юридических лиц, являющихся субъектами крупного предпринимательства, — в размере от трехсот до семисот месячных расчетных показателей с конфискацией предметов и (или) орудия совершения административного правонарушения, а занятие предпринимательской или иной деятельностью без лицензии дополнительно влечет конфискацию дохода (дивидендов), денег, ценных бумаг, полученных вследствие административного правонарушения».

Согласно Уголовному Кодексу «Статья 190. Незаконное предпринимательство».

1. Осуществление предпринимательской деятельности без регистрации либо без специального разрешения (лицензии) в случаях, когда такое разрешение (лицензия) обязательно, или с нарушением условий лицензирования, а равно занятие запрещенными видами предпринимательской деятельности, если эти деяния причинили крупный ущерб гражданину, организации или государству либо сопряжены с извлечением дохода в крупном размере или производством, хранением, перевозкой либо сбытом подакцизных товаров в значительных размерах, — наказываются штрафом в размере от трехсот до пятисот месячных расчетных показателей или в размере заработной платы, или иного дохода осужденного за период от трех до пяти месяцев, либо привлечением к общественным работам на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов, либо лишением свободы на срок до двух лет со штрафом в размере до пятидесяти месячных расчетных показателей или в размере заработной платы, или иного дохода осужденного за период до одного месяца либо без такового.

2. Те же деяния:

а) совершенные организованной группой;

б) сопряженные с извлечением дохода в особо крупном размере;

в) совершенные неоднократно — наказываются штрафом в размере от семисот до одной тысячи месячных расчетных показателей или в размере заработной платы, или иного дохода осужденного за период от семи месяцев до одного года, либо лишением свободы на срок до пяти лет с конфискацией имущества или без таковой.

Примечания:

  1. В статьях 190 и 191 настоящего Кодекса доходом в крупном размере признается доход, сумма которого превышает пятьсот месячных расчетных показателей, доходом в особо крупном размере — доход, сумма которого превышает две тысячи месячных расчетных показателей.
  2. В статье 190 настоящего Кодекса значительными размерами признается такое количество товаров, стоимость которых превышает сто месячных расчетных показателей».


Загрузка плеера
Загрузка плеера

Чтобы пройти тест, вам необходимо авторизоваться.


Назад

Дополнительные материалы

Искать