Экспресс регистрация
Логин:
Пароль:
 
Пол:
Спасибо за регистрацию! На указанный e-mail отправлено письмо для активации.
 
E-mail:
Повторите пароль:
Имя:

Бизнес-план


Бизнес-план

Назад
В данном уроке Вы ознакомитесь с информацией о биснес-плане; о том, что это за документ, для чего он используется, и какую информацию он в себя включает.
Текст
Видео
Аудио

ЧТО ТАКОЕ БИЗНЕС-ПЛАН?

Бизнес-план — это полное описание Вашего будущего бизнеса с разных сторон. В бизнес-плане необходимо рассказать об идее бизнеса, провести финансовый анализ, создать маркетинговый план и план по персоналу.

Бизнес-план нужен и Вам, Вашим потенциальным партнерам по бизнесу, и банку, в который Вы намерены обратиться за кредитом для Вашего дела.

Если бизнес растет и развивается, то предпринимателю уже трудно удержать все обстоятельства в памяти. Таким образом, появляется необходимость в подробном планировании и описании всех аспектов бизнеса. Планирование направлено на оптимальное использование возможностей предпринимателя, а также всех видов ресурсов и предотвращение ошибочных действий.

Любой бизнес-план должен иметь заинтересованных читателей. Существует несколько различных причин, которые определяют содержание бизнес-плана в зависимости от того, для кого он предназначен:

Бизнес-план для себя. Это своего рода самоконтроль, который отвечает на вопросы:

  • Что необходимо для открытия дела?
  • Достаточно ли реалистична идея?

Бизнес-план для получения кредита. Как правило, банки требуют от предпринимателей бизнес-план для решения о выдаче (или не выдаче) кредита.

Бизнес-план для привлечения средств инвесторов. Инвесторами могут выступить частные лица (в том числе друзья или родственники) или юридические лица. Для того, чтобы доказать им, что стоит вложиться в Ваш бизнес, бизнес-план может быть весьма полезен.

Бизнес-план для совместного предприятия с местным или иностранным партнером. Грамотный бизнес-план дает уверенность партнеру в серьезно- сти вашего дела.

Бизнес-план для привлечения новых сотрудников. Обычно, трудно переманить профессионалов из других фирм, даже пообещав им более высокие заработки. Описание будущей деятельности фирмы дает потенциальному сотруднику информацию о перспективности и стабильности предлагаемой работы.

Бизнес-план для объединения с другой компанией. Он поможет увидеть выгодность сделки: положительные и отрицательные стороны совместной деятельности.

Из каких разделов состоит бизнес-план?

Содержание бизнес-плана может быть разным в зависимости от того, для каких целей он составляется.

Стандарта для бизнес-плана не существует. Состав бизнес-плана и степень его детализации зависят от будущего проекта и сферы, к которой он относится.

Например, если предполагается наладить производство нового вида какой-либо продукции, то должен быть разработан весьма подробный план, диктуемый сложностью самого продукта и сложностью рынка этого продукта. Если же речь идет только о розничной продаже какого-либо продукта, то бизнес-план может быть более простым.

Состав бизнес-плана также зависит от размера предполагаемого рынка сбыта, наличия конкурентов и перспектив роста создаваемого бизнеса.

Структура бизнес-плана представлена в разделе Дополнительные Материалы. Пожалуйста, ознакомьтесь с ней.

Вводная часть.

Вводная часть, как правило, пишется уже после того, как составлен весь план. Она должна быть краткой (не более 2-3 страниц) и трактоваться как самостоятельный рекламный документ, так как в ней содержатся основные положения всего бизнес-плана. В ней указывается название и адрес предприятия, имена и адреса учредителей, основные положения предлагаемого проекта, его суть и цель, стоимость проекта, потребности в финансах.

Концепция проекта и описание продукта.

В этом разделе необходимо дать четкое определение и описание тех видов продукции или услуг, которые будут предложены покупателям. Следует указать некоторые аспекты технологии, необходимой для производства продукции.

При описании основных характеристик продукции делается акцент на тех преимуществах, которые эта продукция несет потенциальным покупателям, а не на технических подробностях. Детальная информация технологического процесса может быть дана в приложении.

Очень важно подчеркнуть уникальность или отличительные особенности продукции или услуг. Это может быть выражено в разной форме: новая технология, качество товара, низкая себестоимость или какое-то особенное достоинство, удовлетворяющее потребностям покупателей. Также необходимо подчеркнуть возможность совершенствования данной продукции.

Если бизнес-план пишется с целью поиска инвесторов или партнеров, то не исключена необходимость описания возможных инвесторов и партнеров.

Анализ положения дел в макросреде и отрасли.

В этом разделе описываются основные направления и цели деятельности будущего бизнес-проекта. Очень важно преподнести идею нового проекта с учетом состояния дел в макросреде и отрасли. Необходимо оценить сам бизнес и ту отрасль, в которой он будет работать и конкурировать, так как одним из условий для победы в конкурентной борьбе является ситуация на рынке.

В бизнес-плане рекомендуется дать анализ текущего состояния дел в отрасли. Рекомендуется также дать справку по последним новинкам, перечислить потенциальных конкурентов, указать их сильные и слабые стороны. Стоит также изучить все прогнозы по данной отрасли и в результате ответить на вопрос, на какого потребителя рассчитаны товары или услуги Вашего бизнеса.

Анализ рынка.

Рынок и маркетинг являются решающими факторами для всех компаний. Поэтому этот раздел является наиболее трудным для написания. Необходимо убедиться самому и убедить возможных инвесторов в знании рынка своей будущей продукции. Для этого важно определить тот сегмент рынка, который будет для вас главным. После определения конкурентного сегмента рынка приводится описание покупателей внутри этого сегмента.

Любой бизнес и, в частности, обладающий хорошими идеями по совершенствованию продукции, рано или поздно столкнется с проблемой конкуренции. Поэтому очень важно определить непосредственных конкурентов, их сильные и слабые стороны, оценить потенциальную долю рынка каждого конкурента. Необходимо показать, что ваша продукция может конкурировать с точки зрения качества, цены, распространения, рекламы и других показателей.

План маркетинга.

В этом разделе необходимо показать, почему клиенты будут покупать продукцию. В нем описывается, каким образом предполагается продавать ваш товар или услугу, какую за него назначить цену и как делать рекламу. Конкретные детали часто оказываются сложными и затрагивают такие области, как ценовая политика, торговая политика, реклама и т. д.

В этом разделе указываются основные характеристики продукции (работ или услуг) в сравнении с конкурирующей продукцией (работами или услугами). Рассматриваются такие вопросы, как цены, ценовая политика, торговая политика, каналы сбыта, реклама и продвижение продукции на рынке, политика поддержки продукции, проявление интереса со стороны вероятных покупателей, прогноз реализации продукции.

Производственный план.

В этом разделе должны быть описаны все процессы производства товара или услуги. Здесь же рассматриваются вопросы, связанные с помещениями, их расположением, оборудованием, персоналом. Если создаваемый бизнес относится к категории производственных, то необходимо полное описание производственного процесса: организация выпуска продукции, осуществление контроля над производственными процессами, контроль основных элементов стоимости продукции. Если некоторые операции предполагается поручить субподрядчикам, следует дать о них сведения, включая название субподрядчика, его адрес, причины, по которым он был выбран, цены и информацию о заключенных контрактах. По тем операциям, которые предполагается выполнить собственными силами, необходимо дать схему производственных потоков, список производственного оборудования, сырья и материалов с указанием поставщиков (название, адрес, условия поставок), ориентировочную стоимость, а также список производственного оборудования, которое может понадобиться в будущем. Наконец, в этом разделе должны найти отражение вопросы о том, насколько быстро может быть увеличен или сокращен выпуск продукции.

Организационный план.

В этом разделе указывается форма собственности бизнеса: будет ли это индивидуальный предприниматель, частное предприятие или товарищество. Если это товарищество, необходимо привести условия, на которых оно строится.

Приводится организационная структура будущего бизнеса. Даются сведения о количестве персонала, обучении и подготовке кадров, а также о привлечении консультантов и советников.

Далее рассматриваются вопросы руководства предприятием. Объясняется, каким образом организована руководящая группа, и описывается роль каждого ее члена. Приводятся краткие биографические сведения обо всех членах управленческой группы. Анализируются знания и квалификация всей команды в целом.

Финансовый план.

Финансовый план является важнейшей составной частью бизнес-плана. Основные показатели финансового плана — это объем продаж, прибыль, оборот капитала, себестоимость и т. д. Финансовый план составляется на 3-5 лет и включает в себя прогноз доходов и расходов, прогноз денежных поступлений и выплат, прогноз баланса на первый год. При составлении финансового плана анализируются состояние потока реальных денег (потока наличности), устойчивость предприятия, источники и использование средств. Определяется точка безубыточности.

Аспекты окружающей среды, социальные аспекты.

В этой части бизнес-плана анализируется влияние производства продукции на окружающую среду. Оцениваются как реальные плюсы и минусы, так и связанные с производством требования государства по охране среды.

Социальные аспекты производства также необходимо оценить. Особенно важны они, если одной из основных групп, для которых пишется план, являются государственные органы или законодатели.

Оценка рисков.

Для предпринимателя очень важно уметь предвидеть трудности, угрожающие его осуществлению, и заранее разработать стратегии их преодоления. Угроза может исходить от конкурентов, от собственных просчетов в области маркетинга и производственной политики, ошибок в подборе руководящих кадров. Опасность может представлять также технический прогресс, который способен мгновенно «состарить» любую новинку.

Предпринимателю стоит описать все возможные риски. Затем предпринимателю стоит оценить вероятность каждого риска и тяжесть последствий при их возникновении. Таким образом, предприниматель определит, на что надо больше обращать свое внимание. Полезно выработать стратегии профилактики, страхования наиболее существенных рисков, определить поведение бизнеса при возникновения рисков, подготовить и пути выхода из вероятных рискованных моментов при их возникновении или методы принятия рисков, если избежать их не удалось. Наличие альтернативных программ и стратегий в глазах возможного инвестора будет свидетельствовать, что предприниматель знает о возможных трудностях и готов к ним.

Предпринимателю стоит учитывать следующие основные риски:

1. Финансовые. Эти риски могут быть связаны с: инфляцией, кредитами, неоплатой клиентами продукции или услуг, изменением курса валют.

2. Операционные. Это риски, которые могут возникнуть в процессе производства.

3. Экологические.

4. Социальные. Риски того, что те, кто живет или работает около места расположения бизнеса, будут недовольны этим расположением.

5. Криминальные.

  • Риск того, что предприниматель сам нарушит Закон, например, Налоговый Кодекс.
  • Риск того, что против предпринимателя будут произведены криминальные действия.

6. Репутационные. Риск потери собственной репутации.

7. Маркетинговые. Риски, связанные с изменениями предпочтений клиентов или обострением конкурентной борьбы.

Приложения.

Часто для потенциальных партнеров или инвесторов в качестве подтверждения фактов и выводов, изложенных в бизнес-плане, необходимо приложить документы. Этими документами могут быть копии контрактов, лицензии, копии документов, из которых взяты исходные данные, прайс-листы поставщиков и конкурентов, статистические материалы, данные исследований, как научных, так и маркетинговых и многое другое. Задача приложений — дополнить бизнес-план убедительной информацией.

С различными бизнес-планами Вы можете ознакомиться на сайте АО «Фонд развития предпринимательства «Даму» www.damu.kz.

Загрузка плеера
Загрузка плеера

Чтобы пройти тест, вам необходимо авторизоваться.


Назад

Дополнительные материалы

Искать