Экспресс регистрация
Логин:
Пароль:
 
Пол:
Спасибо за регистрацию! На указанный e-mail отправлено письмо для активации.
 
E-mail:
Повторите пароль:
Имя:

Предпринимательский риск


Предпринимательский риск

Назад
В этой лекции, Вы рассмотрите что такое предпринимательский риск, каковы причины его возникновения, и как управлять рисками.
Текст
Видео
Аудио

КАКОВЫ ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ РИСКА?

Развивая бизнес, Вам надо помнить, что среда бизнеса постоянно меняется. И Вы не всегда можете предсказать, что и как может измениться. Поэтому успех дальнейшего развития Вашего бизнеса зависит от вероятности возникновения каких-либо изменений и критических ситуаций.

Критические ситуации и изменения могут привести к различным потерям. Вы можете не продать товар, товар может испортиться в результате резкого изменения погодных условий, может измениться курс тенге, Вам могут не поставить поставщики товары во время, могут измениться правила торговли и т.д.

Не смотря на то, что Вы самостоятельно принимаете решения, риск предпринимательской деятельности существует всегда. Риск — это не достижение Вами поставленной цели (прежде всего, по доходам и прибыли). Это степень неуспеха (успеха) по сравнению с заранее планируемыми результатами. Риск — это потери. Риск — это недополучение чего-либо.

Риск — вероятность (угроза) потери Вами части своих ресурсов, угроза недополучения доходов или угроза появления дополнительных расходов в результате осуществления определенной производственной и финансовой деятельности.

Вы можете понести потери в результате:

  • стихийных бедствий (огня, воды, землетрясений, ураганов и т. п.),
  • преступных действий кого-либо,
  • изменения законодательства в сфере предпринимательской деятельности,
  • деятельности Ваших партнеров, конкурентов, поставщиков,
  • обмана,
  • отсутствия информации,
  • изменения поведения Ваших потребителей;
  • смерти или недееспособности ключевых работников (что связано с трудностью подбора квалифицированных кадров, а также с проблемами передачи прав собственности).

Для того чтобы возник риск, должна быть причина. Причиной возникновения конкретной рисковой ситуации может быть любой источник (фактор), который может вызвать неопределенность в ведении бизнеса. Эти источники могут быть как внешние, так и внутренние.

Вы можете понести потери в результате финансового кризиса, высокого уровня инфляции, резкого ухудшения политической ситуации, начавшейся войны, отмены лицензий, происшедшего землетрясения и т.д. Эти, внешние по отношению к Вашему бизнесу, ситуации приводят к потерям, связанным с внешними рисками.

Появление рисков могут вызвать следующие внешние факторы:

  • Экономический кризис;
  • Рост криминализации общества;
  • Высокие темпы инфляции;
  • Политическая нестабильность;
  • Необязательность и безответственность хозяйствующих субъектов;
  • Нечеткость и непрерывные изменения законодательных и нормативных актов, регулирующих предпринимательскую деятельность;
  • Отсутствие реального предпринимательского права, что препятствует снижению общего уровня риска;
  • Отсутствие персональной ответственности значительной части предпринимателей за результаты своей деятельности, что увеличивает «моральный» риск любой сделки;
  • Зависимость предпринимателя от уголовного мира, неспособность и нежелание правоохранительных органов защитить его;
  • Резкое увеличение аппарата управления на местном уровне;
  • Неустойчивое налоговое законодательство;
  • Недобросовестная конкуренция;
  • Низкий уровень образования предпринимателей по проблемам рынка и предпринимательства и др.

Внешние факторы, влияющие на уровень предпринимательского риска, подразделяются на две группы: факторы прямого воздействия и факторы косвенного воздействия. Факторы прямого воздействия непосредственно влияют на результаты предпринимательской деятельности и уровень риска. Факторы косвенного воздействия могут не оказывать прямого влияния на предпринимательскую деятельность и уровень риска, но способствуют его изменению.

Рассмотрите таблицу «Система внешних факторов, влияющих на уровень предпринимательского риска».

Источником внутренних рисков является сама Ваша деятельность, Ваш бизнес. Вы можете закупить не тот товар, предложить ненужную потребителю услугу, установить слишком высокую цену. Место продажи может быть непривлекательным. Возникает хозяйственный риск, связанный с принимаемыми Вами решениями. Вы и Ваши наемные работники могут быть невнимательными. В этом случае возникает риск, связанный с личностью человека. Вы можете мало знать о Ваших конкурентах, поставщиках, о самом товаре. Возникает риск, обусловленный недостатком информации.

К внутренним факторам, вызывающим появление предпринимательского риска относятся:

  • сам предприниматель, его компетентность, уровень знаний, уровень личных притязаний;
  • личностные характеристики предпринимателя как собственника фирмы;
  • состав партнеров, создающих собственное дело, их деловая активность, преданность общему бизнесу;
  • состав наемных работников, их квалификация и материальное стимулирование;
  • уровень предпринимательской культуры;
  • защита предпринимательской тайны;
  • организация управления и производства;
  • проведение маркетинговых исследований и изучение рынка;
  • уровень платежеспособности организации и своевременность расчетов с кредиторами и бюджетами всех уровней;
  • качество продукции (работ, услуг).

Вам могут угрожать как кратковременные, так и постоянные (или долговременные) риски. Кратковременные — это риски, которые существуют в течение известного Вам отрезка времени (например, транспортный риск, когда убытки могут возникнуть во время перевозки грузов, или риск неплатежа по конкретной сделке). Постоянные — это те риски, которые угрожают Вашему бизнесу непрерывно в данном географическом районе или в определенном секторе экономики: например, общий риск неплатежей в стране, несовершенство правовой системы и др.

Открывая бизнес, вам необходимо определить потери, которые будут для вас допустимыми, критическими и катастрофическими. Зная величину потерь, Вы можете во время предпринять какие-либо действия, чтобы попытаться их избежать.

Допустимый риск — это угроза неполной потери прибыли от осуществления (неосуществления) Вашей деятельности. Например, Вы планировали получить прибыли от перепродажи товаров в размере 100 000 тенге, а получили всего 30 000 тенге прибыли.

Критический риск характеризуется не только по- терей прибыли, но и недополучением предполагаемой выручки. Риск можно считать критическим, если потери чистой прибыли грозят достичь 75%. Например, Вы планировали продать товара на сумму 300 000 тенге, а продали всего на 100 000 тенге.

Катастрофический риск, как правило, приводит к банкротству, то есть к потере предпринимателем всех средств. Например, Вы купили товар на сумму 300 000 тенге и не продали ничего.

КАК УПРАВЛЯТЬ РИСКАМИ?

Можете ли Вы избежать риска? НЕТ. Но снизить его до минимального уровня — МОЖЕТЕ!

Снизить риски можно, если научиться ими управлять. Управление рисками включает разработку и реализацию обоснованных рекомендаций и мероприятий, целью которых является снижение опасности принятия ошибочного решения и уменьшение возможных негативных последствий от принятого решения. Процесс управления рисками включает следующие последовательные этапы:

  • изучить, что происходит на рынке и окружающей Вас среде,
  • рассмотреть, какие потенциальные угрозы для Вашего бизнеса существуют,
  • рассчитать, какова может быть величина Ваших потерь,
  • подумать о том, что следует делать, если угрозы возникнут в реальной деятельности,
  • изучить, что следует сделать, чтобы избежать потери,
  • рассчитать расходы, связанные с предварительной оценкой и управлением риском.

Осуществляя свою деятельность, Вам следует постоянно изучать ситуации, приводящие к возникновению рисков, для того чтобы во время использовать наиболее приемлемые для Вашего бизнеса действия, снижающие потери до минимума. Оценивая риск, который Вы в состоянии принять на себя, необходимо учитывать профиль Вашей деятельности, наличие необходимых ресурсов для финансирования возможных последствий риска, отношения с партнерами и потребителями, основные цели Вашей деятельности.

Принимая решения, Вам следует придерживаться следующих правил управления рисками:

  1. Нельзя рисковать больше, чем это позволит собственный капитал.
  2. Надо подумать о последствиях риска.
  3. Нельзя рисковать многим ради малого.
  4. Положительные решения принимаются лишь при отсутствии сомнения.
  5. При наличии сомнений принимаются отрицательные решения.
  6. Нельзя думать, что всегда существует только одно решение.

Реализация первого правила означает, что прежде, чем принять решение о рисковом вложении капитала, следует:

  1. Определить максимально возможный объем убытка по данному риску;
  2. Сопоставить его с объемом вкладываемого капитала;
  3. Сопоставить его со всеми собственными финансовыми ресурсами и определить, не приведет ли потеря этого капитала к банкротству.

Объем убытка от вложенного капитала может быть равен объему данного капитала, чуть меньше или больше его. ЕСЛИ СОМНЕВАЕШЬСЯ, ТО ПРИНИМАЙ ОТРИЦАТЕЛЬНОЕ РЕШЕНИЕ.

Одна и та же рисковая ситуация воспринимается разными людьми по-разному. Поэтому оценка риска и выбор финансового решения во многом зависит от человека, принимающего решения. Принятие решений в условиях риска является психологическим процессом. Поэтому Вам следует иметь в виду проявляющиеся психологические особенности человека: агрессивность, нерешительность, сомнения, самостоятельность. От риска обычно уходят люди консервативного типа, не склонные к инновациям, не уверенные в своей интуиции и в своем профессионализме, не уверенные в квалификации и профессионализме исполнителей, т. е. своих работников.

Для того чтобы минимизировать риски, Вы можете:

  • оставить какое-то количество средств на покрытие непредвиденных расходов — создать резерв,
  • передать риск кому-либо — застраховать,
  • перераспределить риски между видами деятельности или группами товаров и услуг,
  • избежать — отказаться от какой-либо Вашей идеи или деятельности,
  • провести предупредительные мероприятия — собрать информацию, обучить персонал и т.д.

Загрузка плеера
Загрузка плеера

Чтобы пройти тест, вам необходимо авторизоваться.


Назад

Дополнительные материалы

Искать