Экспресс регистрация
Логин:
Пароль:
 
Пол:
Спасибо за регистрацию! На указанный e-mail отправлено письмо для активации.
 
E-mail:
Повторите пароль:
Имя:

Деньги на мультиках


Деньги на мультиках
Казахстанский рынок компьютерной графики и анимации все еще находится в зачаточном состоянии. Обусловлено это тем, что как спрос, так и предложение по производству соответствующей качественной продукции находятся на низком уровне. С одной стороны, имеется всего несколько основных заказчиков – «Казахфильм» и телеканалы, с другой – компаний, способных создать нечто оригинальное, практически нет. Небольшой объем заказов вкупе с существенными расходами на организацию профессиональной студии не добавляют привлекательности этой нише для новых игроков. Хотя с коммерческой точки зрения анимационный бизнес в мире считается рентабельным, имея маржинальность от 20 до 40%.

До недавнего времени большинство услуг по созданию анимации и визуальных эффектов отечественная киноиндустрия и телевидение «аутсорсили» у российских, украинских и западных компаний. Однако после открытия в 2007 году первой казахстанской профессиональной студии Kazakhstan Computer Graphics (KCG) ситуация на рынке начала меняться в лучшую сторону. Так, в 2009 году объем рынка компьютерной графики для киноиндустрии составил около $1 млн, из которых 50% принадлежали KCG, а остальные 50% делили Россия, Украина и другие страны. Сегодня объем этого рынка вырос до $3 млн в год, правда, доли распределяются между игроками, как и прежде. По сути, образование KCG стало моментом появления новой подотрасли.

Резвый старт
Началось же все с намерения Эрнара Курмашева, основателя KCG, как-то монетизировать свое увлечение 3D-анимацией. Еще в студенческие годы он активно изучал эту сферу, полагая, что в будущем она может стать отличным инструментом продаж для любого бизнеса. Вместе с друзьями они предложили свой проект по производству анимации в 3D-формате на конкурс «НИФ 50К», где заняли второе место. «Это еще больше укрепило нашу веру в то, что мы движемся в верном направлении, – рассказывает собеседник Forbes Kazakhstan. – Открыв компанию, мы начали поиск инвесторов, которые могли бы помочь с закупом необходимого оборудования и программного обеспечения». На первоначальном этапе было привлечено инвестиций на сумму $150 тыс., из которых $70 тыс. было потрачено на приобретение оборудования, $30 тыс. – на лицензионное ПО, а около $50 тыс. было отведено на операционные расходы.

На старте компания предлагала услуги по визуализации архитектурных проектов, которые быстро стали востребованными среди строительных и проектных компаний. «В результате за первый год работы мы достигли неплохих показателей: наша команда увеличилась с трех до 10 человек, выручка составила $200 тыс., а чистая прибыль – $50 тыс. Всю полученную прибыль мы реинвестировали в дальнейшее развитие и приобретение новых технологий», – вспоминает Курмашев.

Новые горизонты
Однако в 2008 году кризис на рынке недвижимости заставил друзей искать новые направления для развития. Накопленный профессиональный опыт и технологическое оснащение позволили выйти на рынок кинопроизводства с предложением по созданию визуальных эффектов и анимационных фильмов.

По словам Эрнара, в первую очередь они хотели освоить сложный технологический процесс производства графических эффектов, поскольку студий, способных создавать качественную компьютерную графику для больших полнометражных картин, выходящих в прокат в форматах 2К и 4К, в Казахстане не было.

Получить первый заказ помогло знакомство Курмашева с режиссером Рустемом Абдрашевым, который на тот момент работал над фильмом «Подарок Сталину». Для ленты необходимо было создать эффект ядерного взрыва. Несмотря на то что Абдрашев уже имел договоренность с российской студией компьютерной графики, Курмашеву удалось убедить его воспользоваться услугами KCG. Аргументами послужили качество «взрыва» и цена – в 5 раз ниже. «Да, в итоге мы затратили средств в 3 раза больше выделенного бюджета – $30 тыс. вместо $10 тыс. Но это не главное. Нашей целью было доказать, что в Казахстане можно делать качественную компьютерную графику по конкурентоспособной цене», – подчеркивает бизнесмен.

Кроме того, работа команды привлекла внимание президента киностудии «Казахфильм» Ермека Аманшаева, что тоже принесло свои плоды. Впоследствии KCG разрабатывала компьютерную графику и визуальные эффекты для таких картин, как «Возвращение в А», «Небо моего детства», «Путь лидера», и для первого отечественного фильма в жанре фэнтези «Книга легенд. Таинственный лес».

Проблемы роста
С ростом и развитием бизнеса, по словам Курмашева, компания стала остро ощущать нехватку квалифицированных специалистов. В Казахстане нет образовательной базы, способной готовить кадры в области компьютерной графики и анимации. Поиск будущих сотрудников осуществлялся среди выпускников вузов технической направленности и КазГАСА, а также через форумы, специальные интернет-площадки, где пользователи публикуют свои работы.

Теперь отчасти решить кадровый воп­рос должна помочь недавно созданная собственными усилиями профессиональная KCG School, ориентированная на комплексную подготовку специалистов компьютерной графики для работы в кино, анимации и медиаиндустрии. В школе преподают приглашенные и местные тренеры. «Для нас важно растить собственные кадры, в подкованности которых мы были бы уверены. После окончания курса лучших студентов берем на работу», – отмечает предприниматель.

Вместе с тем остаются сложности с приобретением нужного оборудования. На сегодняшний день оно, как и лицензионное ПО, закупается только в США или Гонконге.

Анимация по-казахстански

Решение кадрового и технического вопросов позволило KCG заняться производством анимационных картин. Первым проектом стал казахстанский многосерийный анимационный фильм «Батырлар» для детского телеканала «Балапан». «Начиная работу над мультсериалом, мы понимали, что его себестоимость превысит выделенный государством бюджет, но коммерческая составляющая проекта отошла на задний план. Приоритетным было создать качественный продукт, который с гордостью можно демонстрировать как пример отечественной анимации», – говорит Курмашев.

Стоимость производства одной серии мультфильма «Батырлар» составляет около 15 млн тенге, из которых 6 млн тенге выделено из госбюджета, 2,5 млн – спонсорами и 6,5 млн – собственные вложения компании.

К этому проекту KCG подошла по-особому – на все ключевые позиции были приглашены специалисты из России, Украины, Израиля, Испании, Индии, использована дорогостоящая технология Motion Capture, которая делает максимально точный захват движений для создания анимации, а также позволяет экономить время при производстве мультфильма. К слову, данная технология была приобретена на совместные средства Национального агентства по технологическому развитию и KCG за $350 тыс., из которых $300 было выделено НАТР. Помимо этого, госагентство помогло основать техническую базу в СЭЗ ПИТ «Алатау IT City», что способствует проведению гибкой ценовой политики.

Такой подход к делу (с постоянным совершенствованием технологий и техники, привлечением зарубежных специалистов) позволяет получать новые интересные заказы. Одни из последних – на создание мультфильмов для EXPO-2017 (три серии до конца 2015 года, бюджет – 15 млн тенге) и анимационного сериала «Легенда о Мын бала». В свою очередь, это должно позволить компании достичь оборота в $2 млн в 2014 году. Для сравнения: в 2013-м оборот составил $1,2 млн (чистая прибыль – $200 тыс.).

В ближайшие два-три года KCG планирует начать создавать компьютерные игры, а в течение пяти лет – выйти с первым собственным полнометражным анимационным фильмом в международный прокат.


источник: http://forbes.kz/process/businessmen/dengi_na_multikah

Назад


Курс валют НБ РК
  • USD Доллар США 334.32
  • EUR Евро 392.29
  • CNY Кит. юань 50.53
  • RUB Рос. рубль 5.63
  • GBP Англ. фунт 450.46

Доска объявлений